Епископ Русской Церкви; архиепископ Сергиевский, викарий Московской епархии (1921—1935).
Сын священника московской Успенской на Малой Дмитровке церкви. Окончил Законоспасское духовное училище, Московскую духовную семинарию в 1908, Московскую духовную академию (1912) со степенью кандидата богословия. Магистр богословия (1914; тема диссертации: «Книга пророка Аввакума. Введение в толкован
ие»).
10 июня 1911 был пострижен в монашество, с 23 июня 1911 — иеродиакон, с 18 февраля 1912 — иеромонах.
С 1912 — и. д. доцента кафедры Священного Писания Ветхого Завета Московской духовной академии.
С 1913 — благочинный академического Покровского храма.
С 1914 — доцент.
С 20 августа 1
916 — экстраординарный профессор.
С 1919 — настоятель академического Покровского храма. Архимандрит.
В 1920 Патриарх Тихон назначил его директором Высшего богословского института.
В 1920 выступил с проповедью против вскрытия мощей преп. Сергия Радонежского. 6 сентября 1920 был за это арестован
, 28 февраля 1921 освобождён по состоянию здоровья (из тюрьмы его вынесли на носилках).
Магистерская диссертация владыки Варфоломея основана на детальном анализе греческого и еврейского текстов пророка Аввакума с учетом славянских рукописей. Труд свидетельствует о глубокой эрудиции и разносторонне
м подходе к теме. Автор сосредоточил свое внимание на текстуальной критике и «историческом истолковании книги пророка Аввакума». Однако более, чем историк-библеист, был известен как знаток литургики и церковно-славянского языка. Митрополит Сергий (Страгородский) поручил ему исправлять все церковные
службы, песнопения, поступающие на отзыв в Московскую Патриархию.
С 28 июля 1921 — епископ Сергиевский, викарий Московской епархии. После закрытия Троице-Сергиевой лавры, в 1923—1929 — настоятель в Высокопетровского монастыря в Москве. В 1929—1935 — настоятель храма Рождества Богородицы, что в Пу
тинках — в этот храм после закрытия монастыря перешли клирики, служившие вместе с епископом Варфоломеем, и близкие к нему прихожане. Пользовался уважением верующих как аскет, молитвенник и исповедник, имел репутацию старца. Организатор тайных монашеских общин. Оставался в юрисдикции Заместителя Патр
иаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), критически относился к его церковно-политическому курсу.
В 1928 был арестован, обвинён в «укрывательстве шпиона». Находясь в заключении, подписал обязательство сотрудничать с ОГПУ, после чего был освобождён. В качестве агента не давал ч
екистами информации, на которую те рассчитывали. С самого начала своего «сотрудничества» с ОГПУ выполнял обязанности агента формально, стремясь сохранить в Москве тайное монашество, «прикрыв» его от репрессий со стороны властей.
С 9 июня 1934 — архиепископ.
В 1928 познакомился с апостольским а
дминистратором в Москве епископом Пием Эженом Невё, с которым затем постоянно общался (в ОГПУ считали, что епископ Варфоломей будет осведомлять чекистов о настроениях и деятельности епископа Невё). На деле рассматривал сближение с католиками как возможность для облегчения судьбы Русской церкви, пере
давал представителю Ватикана в России информацию о гонениях на церковь для того, чтобы довести её до международной общественности. Постепенно стал проявлять симпатии к католичеству, однако ещё в 1931 епископ Невё в одном из писем выражал сомнение в том, что владыка Варфоломей может стать католиком,
так как он «ограничивается расплывчатыми словами о своих симпатиях и очень боится себя скомпрометировать». Однако уже в 1932 тайно перешёл в католичество, создал небольшую тайную католическую общину из прихожан своего храма. О своем переходе в католичество не поставил в известность чекистов.
В 19
33 получил официальные документы о своих полномочиях от папской комиссии Pro Russia за подписью главы этой комиссии епископа Мишеля д’Эрбиньи — активного сторонника католического прозелитизма в России. В документах говорилось об учреждении титулярной кафедры Сергиевской в юрисдикции Папы Римского и
о поставлении на неё «уже облечённого епископским саном в восточном обряде» епископа Варфоломея в качестве викария епископа Неве. Д’Эрбиньи высоко оценивал решение владыки Варфоломея (первый такой пример в России ХХ века), рассматривая новоиспеченного тайного католического епископа как будущего Патр
иарха восточного обряда в юрисдикции Папы.
Некоторые почитатели владыки Варфоломея считали сведения о его переходе в католичество ложными (в первой половине 1990-х годов всерьез рассматривался вопрос о возможности его причисления к лику православных святых). Они считали, что православный архиерей
в своих отношений с католиками не пошёл дальше консультаций и передачи им информации. По их мнению, признания на допросах были «выбиты» сотрудниками НКВД, а документы, исходившие от д’Эрбиньи, сомнительны. Однако их аргументация отвергается как православными, так и католическими учёными, считающими
доказанным факт принятия епископом католичества. В Генеральном Архиве монахов Августинцев Ассумпционистов в Риме хранится переписка владыки Варфоломея с епископом Невё, доказывающая его католичество.
21 февраля 1935 был арестован и отправлен в Бутырскую тюрьму. Обвинён в измене и нарушении служе