C 1 января 2012 года земля продаваться и покупаться не будет.
Главный аграрий страны рассказал, когда начнут продавать сельхозугодья, скупят ли украинские черноземы арабские шейхи, почем правительство советует брать за гектар пахотной земли, а также почему исчезают села с асфальтом, газом и школой.
Каково будущее законопроекта «О рынке земли»? Когда будет введена купля--продажа земли сельскохозяйственного назначения– с 1 января 2012 года или же с 1 января 2013 года?
— Напомню: из трех поданных на рассмотрение парламента законопроектов депутаты решили взять за основу документ Кабинета министров. Но завершение земельной реформы и введение рынка земли сельхозназначения должно произойти тогда, когда вся подготовительная часть будет выполнена: сформирован земельный кадастр, все данные будут внесены в электронную базу проведено размежевание земель коммунальной и государственной собственности, решен вопрос по деградированным землям. Это все намечено на 2012 год, поэтому можно сказать, что цивилизованный рынок земли заработает в полную силу в конце 2012-го начале 2013 года.
Когда рынок земли заработает, насколько масштабными будут сделки куплипродажи? Насколько соответствует действительности мнение, что крестьяне ринутся продавать землю?
- Позиция президента такова: завершение земельной реформы не должно обезземелить украинского крестьянина. В процессе обсуждения законопроекта мы провели несколько социологических исследований, которые показали: желающих продать земельные паи – немногим больше 8%, Это те, кто не живет в сельской местности или наследники. 23% хотят самостоятельно обрабатывать свою землю и 35% согласны отдать ее в аренду. Остальные, в основном пожилые люди, за передачу своей земли наследникам. Задача министерства сегодня – активизировать жизнь на селе, мотивировать людей, живущих там. Для этого мы будем инициировать создание кооперативов – не только заготовительных (сбор у селян плодов их урожая: картофель, зерновые и т. д.), но и производственных. Это намного увеличит процент тех, кто желает жить и работать в селе. Это комплексная реформа, шаг за шагом: завершаем земельную реформу, создаем внутреннее потребление, развиваем инфраструктуру и заинтересовываем людей работать на земле. Поэтому я уже сегодня убежден: реформа не вызовет массовой и стихийной скупки-продажи земли.
Кто будет покупателем? Правда ли, что на покупку земли уже нацелились бизнесмены из других стран, в частности, арабские шейхи? Они както планируют обойти запрет на продажу земли иностранцам?
- Обойти закон никто не сможет. Президент поставил задачу сделать так, чтобы завершение земельной реформы не имело таких последствий, как в случае с приватизацией промышленности. Законопроект чётко устанавляивает, что землю могут купить только: граждане Украины, которые подтвердят происхождение своих доходов, фермерские хозяйства, территориальные общины и государство. Вместе с тем, мы выписали в законопроекте, что землю могут покупать фермерские хозяйства и сразу увидели: началось активное создание новых фермерских хозяйств. Понятно, что ктото пытается таким образом найти способ обойти закон. Поэтому мы вносим дополнение: «фермерские хозяйства, созданные на 1 января 2011 года». Я далек от мысли, что мы выпишем идеальный во всех отношениях закон. Но я уверен в том, что какое-то время будем его сопровождать, чтобы исключить злоупотребления Также сегодня ещё много нераспаеванной и бесхозной земли - владельцы умерли, наследников нет. Надо аккумулировать ее в государстве и продавать из госфонда по льготной цене молодым специалистам с рассрочкой до 20 лет или в аренду до 50 лет, чтобы дать им мотивацию работать в селе. Относительно иностранных компаний и лиц, якобы жаждущих скупить украинскую землю. Это всё миф, страшилка. Я как профильный министр – основной переговорщик по вопросам сельского хозяйства с арабскими странами, как вы говорите, с шейхами. И скажу: нет у них желания скупить землю. Есть желание арендовать, работать, инвестировать, создавать совместные предприятия. И в этом направлении мы поддерживаем такие инициативы, потому что в аграрный сектор нужны деньги, нужны инвестиции. По оценкам экспертов, в аграрном секторе надо держать в обороте примерно 100 миллиардов долларов, тогда будет отдача.
Законопроект предусматривает ограничение максимального размера участка у одного собственника до 900-2100 га в зависимости от региона. Парламентский комитет предлагает уменьшить этот размер до 150 га, чтоб развивать мелкое крестьянское хозяйство, а не крупные латифундии. А по вашему мнению, что должно стать основной украинского сельхозпроизводства – крупные агрохолдинги либо мелкие хозяйства?
- По поводу размеров хозяйств много дискуссий. В Бразилии, например, развиты крупнотоварные предприятия, в Европе - фермерство, в США - фермеры объединены в кооперативы. Идет эволюция, сказать однозначно, что лучше, сегодня нельзя, надо учитывать особенности каждой страны. Я приверженец одновременного развития в нашей стране трех форм сельского хозяйства. Это крупнотоварное производство, есть такие сферы, где должно быть именно оно – молочное скотоводство, животноводство, свиноводство, птицеводство, растениеводство. Необходимо также и фермерство, которое даёт нам овощи, фрукты, зелень, а также развивает небольшие свиноводческие комплексы. Правительство будет финансово поддерживать украинское фермерство. И третья форма – личные хозяйства. У нас 3,5 миллиона га земли «под огородами» (более 10% пахотных земель - Авт.), их не вычеркнуть из оборота. Мы хотим, чтобы каждый при желании мог создать свою миниферму из 8-10 голов скота.
Законопроект предполагает введение минимальной цены земли, продаваемой на земельных аукционах. Какой уровень этой цены вы считаете приемлемой? По идее она должна быть такой, чтобы, продав свой пай, крестьянину хватило денег переехать жить в город…
- Сейчас стоимость в среднем 11000 гривен/га, в законопроекте Кабмина предлагали сделать переоценку земли до 19000/га, но согласились пока оставить цену прежней. Замечу, это никак не привязано к рыночной стоимости земли, ее будет диктовать рынок. Есть земли неплодородные, они стоят 5000, а плодородные – 14000. Я надеюсь, что продажа не будет массовой, поэтому установленная законом минимальная цена может остаться декларативной, не будет спроса. Даже 19 тысяч гривен/га, конечно, мало для пая в 3 га (средний размер пая) поэтому никто ее за такие деньги продавать не будет, ведь сдавать в аренду намного выгоднее. Думаю за аренду 1 га надо платить не менее 100 долларов в год (доход арендодателя с 3 га получится всего 200 гривен в месяц - Авт.), сейчас платят на порядок меньше. 100 долларов, это тоже немного, но таковы реалии, в Европе, где продовольствие намного дороже, платят до 250 долларов. Конечно, если работать самому, можно заработать намного больше.
Нынешние сельхозпроизводители-арендаторы земли беспокоятся, что у них не будет денег, чтоб купить обрабатываемую землю у крестьян. Предусмотрена ли какая-то программа кредитования сельхозпроизводителей под покупку земли?
- Можно взять кредит под залог покупаемой земли, это очень важно для средних и мелких бизнесменов. Также залогом может быть само право аренды. В случае невыплаты займа право аренды переходит к банку, который может переуступить его другому арендатору, при этом собственник земли права собственности на землю не теряет. Еще вариант уже для владельца пая: если ему срочно нужна крупная сумма, но продавать землю он не хочет - может взять наперед плату за аренду, например, за 20 лет. Это прописанная в законопроекте норма эмфитевзиса.
Каковы перспективы по экспортной пошлине на зерно? Почему она была введена и почему вдруг была отменена (несмотря на то, что правительство уже подготовило законопроект о ее продлении до 2013 года)?
- Наши торговые партнеры за рубежом хотят минимального вмешательства государства в рынок, чтобы они могли свободно купить зерно. А у государства своя задача - обеспечить продовольственную безопасность внутри страны. Отсюда и принцип введения вывозной пошлины. В этом году задача продбезопасности решена (собран хороший урожай - Авт.), поэтому пошлину отменили. Есть технические возможности, в том числе и портов, продать на экспорт до 25 миллионов тонн зерна. Пошлина в следующем году введена не будет, это даст позитивный сигнал для инвестиций в аграрный сектор.
Одним из аргументов введения экспортной пошлины называлась необходимость удешевления кормовой базы для нашего животноводства и птицеводства, чтоб его продукция была конкурентоспособной. Каким образом будет решаться эта проблема в связи с отменой пошлины?
- Все, кто занимаются животноводством и птицеводством, имеют свое производство зерновых, потому пошлина на их цену не влияла. После отмены пошлины будем инициировать форвардные закупки (наперед), чтобы зафиксировать цену.
Если посмотреть в будущее сельского хозяйства Украины – что оно будет из себя представлять? Как и сейчас будет упор на растениеводство (зерно и подсолнечник)? Или всетаки какието перспективы у нашего животноводства таки имеются? Какое ваше отношение к увеличению посевов сырья для биотоплива (рапс)?
- О животноводстве я уже сказал. Сейчас многие за рубежом, против выращивания в Украине биотоплива. Я понимаю: мир за то, чтобы наша страна производила больше зерна на экспорт и меньше рапса, из которого делают биодизель. Но у нас есть национальный аграрный эгоизм – уменьшение зависимости от импорта нефтепродуктов. Потому площади под посевы рапса, имеет смысл увеличивать. То же касается и свеклы, из которой можно сделать не только сахар, с которым нас не очень ждут на внешних рынках, но и спирт для биоэтанола. И соя должна быть, и кукуруза, и подсолнечник. При условии, что все это будет переработано в Украине, а не вывезено как сырье за рубеж.
Сейчас в селе живет около трети населения страны. По сравнению с развитыми странами, где в селе живет около 10%, это очень много. Что в связи с этим ждет украинских селян? У них найдется работа на селе? Либо они будут вынуждены уезжать в город? Если да, то есть ли мысли по разработке программы трудоустройства и адаптации уезжающих из села людей?
- Село – это колыбель страны, потому что здесь хоть и живет 32% населения, но 80% горожан – выходцы из деревни. Многие мировые эксперты считают, что это негатив для экономики. А я уверен, что для Украины это большое преимущество. Сегодня развитые страны тратят много усилий и средств, чтобы привлечь людей на село, а у нас они там уже живут. Это наш огромнейший потенциал. Но государство должно дать людям почувствовать, что они не забыты. Конечно, сегодняшняя глубинка – это в основном пенсионеры, и те, кто работает в городе, а живет в селе. Но украинский крестьянин любит трудиться и работает до последнего дня жизни. Дайте ему возможность и условия на своем огороде вырастить то, что нужно стране, сказав: «Такие¬-то сорта надо сеять и ты заработаешь столько–то» - и село оживет. Селяне готовы работать, но не готовы это делать в рыночных условиях. Создание оптовых рынков сельхозпродукции – первый сигнал крестьянину: ты вырастишь продукцию, и у тебя будет возможность ее продать за достойную цену. Надо селян обучать культуре ведения аграрного бизнеса и торговли. Мы сейчас ориентируем науку и образование, чтобы эти информационные азы получили не только фермеры, но и небольшие хозяйства. Условия для этого есть, ежегодно вузы выпускают до 15 тысяч молодых специалистов с аграрным образованием. Они должны работать по специальности. То есть у нас не будет жить 10% людей на селе. Конечно, за 20 лет село постарело, и за год-три кардинально изменить ситуацию не удастся. Но если ничего не делать, наше село может уйти в историю. Построить дороги, школы, медпункт – этого мало. История показывает: нет работы – исчезают села с асфальтированными дорогами, газом и школой, потому что нет экономического якоря. А если создать полноценные добровольные коммуны вокруг сельсоветов – это возродит село, 90% опрошенных готовы на это.