Блистательный исполнитель маленьких ролей, король эпизода. Играл, преимущественно, бюрократов, различного рода чиновников и просто чудаковатых стариков. Лучшая роль - завистник Прохоров в комедии "Тридцать три".
Николай Парфёнов сыграл всего одну гланую роль - совсем ещё молодым артистом он вышел на сцену театра имени Моссовета в образе Митрофанушки в “Недоросле”. Однако за долгие годы работы в кино и театре Николай Иванович не помнил случая, чтобы он скучал без дела или томительно ждал новой роли. Он стал одним из самых снимаемых актёров отечественного кино.
Учителями Николая Парфёнова были не только корифеи сцены и экрана, но и обыкновенные прохожие, работники сферы обслуживания, продавцы - он впитывал из жизни человеческие характеры. Главным “учебным заведением” для него стал Черёмушкинский рынок. Николай Иванович приходил туда постоянно, бродил по торговым рядам и наблюдал за людьми. Парфёнов никогда не играл героев исторических романов, не окунался ни в рыцарские сражения, ни во дворцовые интриги, ни даже в золотой ХIХ век. Ему важны были только современники, он типичный бытовой актёр. Но в своём ремесле он был непревзойдён. Кто лучше Парфёнова мог сыграть председателя месткома в “Афоне”? Уж так ему были интересны рассказы непутёвого слесаря, но ведь наказать-то его надо! А вот он суетливый начальник поезда из “Чародеев”, который и сам не знает, зачем выставил из купе столичных музыкантов и оставил там одного героя. Но после секундного замешательства сам себя убеждает: “Положено!” До боли смешон его неуклюжа Сухов из любимого фильма телевидения “Семь стариков и одна девушка” с фразой: “Пристрелите меня, я больше не могу!” И все эти эпизоды актёр ведёт с таким серьёзным видом, что нет ни капли сомнений в самоуверенности его героев, что все они становятся реальными и естественными в своих поступках.
Родом Парфенов из российской глубинки, из семьи раскулаченных. Трудовую деятельность начинал рабочим и мечтал о сцене. При первом же удобном случае приехал в Москву поступать в студию при театре Моссовета, насмешил приемную комиссию и был назван «неотесанным», но в студию его зачислили. Спустя почти 60 лет он сам ушел из театра, а в 80 лет оставил кинематограф. Главными увлечениями Николая Парфенова всю жизнь были стихи и спорт.
Заслуженный артист России (1968).
Окончил театральную студию при театре Моссовета (1935). В 1935-1989 — актер академического театра им. Моссовета.
БИТВА В ПУТИ (1961) - Демьянов
В НАЧАЛЕ ВЕКА (1961)
ПЕРВЫЙ ТРОЛЛЕЙБУС (1963) - усатый водитель
ДАЙТЕ ЖАЛОБНУЮ КНИГУ (1964) - Постников
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (1964) - Клягин
ДЕТИ ДОН-КИХОТА (1965) - главбух
ТРИДЦАТЬ ТРИ (1965) - Прохоров
ЧЁРТ С ПОРТФЕЛЕМ (1966)
СЕМЬ СТАРИКОВ И ОДНА ДЕВУШКА (1968) тв - Сухов
ВАС ВЫЗЫВАЕТ ТАЙМЫР (1970) тв - разгневанный мужчина
НЕЙЛОН 100% (1973) - чиновник
НЕИСПРАВИМЫЙ ЛГУН (1973)
АФОНЯ (1975) - председатель месткома
АУ-У! (1975) - зритель в новелле ЧТО НАША ЖИЗНЬ?! ИЛИ ЧТО НАША ЖИЗНЬ?!
ПО СЕМЕЙНЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ (1977) тв - Трошкин
ПОКА БЕЗУМСТВУЕТ МЕЧТА (1978)
ВЕЧЕРНИЙ ЛАБИРИНТ (1980) - гардеробщик
НОЧНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ (1980) - начальник смены
СЛЁЗЫ КАПАЛИ (1982) - Кузякин
ЧАРОДЕИ (1982) тв - начальник поезда
ИНСПЕКТОР ГАИ (1982) - Пушков
ИСКРЕННЕ ВАШ... (1985) - Новиков
НЕ ХОДИТЕ, ДЕВКИ, ЗАМУЖ (1985) - Трофимов
ГДЕ НАХОДИТСЯ НОФЕЛЕТ? (1987) - отец Павла
ВАМ ЧТО, НАША ВЛАСТЬ НЕ НРАВИТСЯ?! (1988) - сторож
ГУЛЯЩИЕ ЛЮДИ (1988) тв - дядя Ульки
КНЯЗЬ УДАЧА АНДРЕЕВИЧ (1989)
ЧАСТНЫЙ ДЕТЕКТИВ, или ОПЕРАЦИЯ "КООПЕРАЦИЯ" (1989) - Могильный
НА ДЕРИБАСОВСКОЙ ХОРОШАЯ ПОГОДА, или НА БРАЙТОН-БИЧ ОПЯТЬ ИДУТ ДОЖДИ (1992) - полковник Петренко
МАЭСТРО С НИТОЧКОЙ (1993) - зав. клубом
ТЕНИ ИСЧЕЗАЮТ В ПОЛДЕНЬ (1971)
ВЗЯТКА. ИЗ БЛОКНОТА ЖУРНАЛИСТА В.ЦВЕТКОВА (1983) - Петербуржский