Николай Носков родился 12 января 1956 года в городе Гжатске. («Там Гагарин, родился, и — я! Улетели — каждый в свою сторону, он первый — в космос, я — первый в Америку»). Потом семья переехала в Череповец, где Николай окончил школу и ушел в армию.
С детства с успехом выступал в школьной самодеятельности, регулярно занимал первые места на детских конкурсах, и уже тогда умел выжать скупую слезу у взрослого зрителя. Некоторое время пел в хоре мальчиков, но быстро понял, что его призвание — солировать, а не маячить где-то в общей массе стриженных под одну гребенку посредственностей. Из хора попросту сбежал, неожиданно получив вместо нагоняя поддержку со стороны отца. «Видите, мальчик хочет петь сольно!»
Разумеется, играл на танцах в школьном «бэнде», естественно, далеко не песни советских композиторов, а «Битлз», «Криденс» и прочую капиталистическую музыку. Пел по-английски, английского практически не зная: «снимал» тексты на слух, записывал в тетрадочку русскими буквами. Однажды учительница английского языка под угрозой «двойки» за не выученный урок зас
тавила его петь в классе одну из песен школьного ансамбля. — «А теперь переводи!» — «Ну. „Yellow River“ — „Желтая река…“» — перевел Николай и замолчал. И тогда учительница сказала: «Запомни, тебе английский понадобится больше, чем всем остальным в этом классе.Потому что ты поешь хорошо!»
Эти слова запомнил на всю жизнь, и уже переехав после армии в Москву, не выпускал из рук учебник английского языка. Николай — самоучка. Сам научился играть на гитаре, на фортепиано, на барабанах. В армии играл на трубе. Ноты выучил, словом, знал все, что нужно для того, чтобы сочинять музыку. И при попытке поступить в Гнесинское училище, получил признание педагога: «Мне нечему тебя научить. Ты все умеешь».
Таким образом, остался без официального музыкального образования. Тем не менее, не имея московской прописки и «корочк
и» об образовании, был принят в ВИА «Ровесники», («Росконцерт» иногда нарушал правила оформления на работу, делая исключения для талантливых артистов). Затем проработал полгода в ВИА «Надежда», бывшем в то время популярным, исполнявшем песни Александры Пахмутовой. Но голос с «фирменной» сипотцой не ложился на комсомольские песни комсомольцы поют голосами звонкими. К тому же, Николая по прежнему не устраивало хоровое пение, пусть даже в составе вокально-инструментального ансамбля.
В 1980-м году произошла знаменательная встреча с самым прогрессивным композитором Давидом Тухмановым. Под его чутким руководством и при его покровительстве была создана рок-группа «Москва». (Кстати, здесь Николай впервые встретился с Алексеем Беловым, с которым впоследствии вместе создавали «Парк Горького».) Первое выступление с «
Москвой» — одно из ярчайших воспоминаний. Впервые увидел «живых» фанаток. И это были ЕГО фанатки! Группа успела дать всего несколько концертов. И выпустить на «Мелодии» пластинку с неопределенным названием «Н Л О» Непривычные для советского уха гармонии и сложные аранжировки в сочетании с «буржуазно-капиталистическим» вокалом Николая Носкова не остались незамеченными Революционный по тем временам рок-проект, явно опередивший свое время, не мог долго просуществовать в нашей стране — группу буквально задушили.
Еще одна попытка совместной работы с Тухмановым потерпела поражение после того, как единственный раз
в передаче «Музыкальный киоск» прозвучала новая песня на стихи Маяковского. Разгромный отклик в «Советской Культуре» стал приговором новому проекту. (Именно эту песню Николай Носков исполнит в ноябре 2
00 года на юбилейном вечере в честь 60-летия Давида Тухманова) Потом работа в валютных ресторанах — с хорошими музыкантами и репертуаром для иностранцев. Неплохая школа и отличная языковая практика. Попытки организации своей группы под крылом Виктора Векштейна. Но здесь начались всем знакомые проблемы: нужно было исполнять определенный процент песен Союза композиторов, худсоветы требовали привести в порядок «внешний вид» — то волосы слишком длинные, то штаны слишком кожаные — не заладилось.
С 1988 началась эпоха группы «Парк Горького». Во времена «глобального потепления» в отношениях с Западом появилась возможность сделать группу, способную «пробить» Америку. Не просто выехать на несколько концертов, а по-настоящему конкурировать на Западном рынке. Созданием такой группы занялся Стас Намин, пригласив в нов
ый проект Алексея Белова и Николая Носкова. Вот тут и пригодилось знание английского языка и умение петь почти без акцента. Из срочно записанных 11 песен американцы выбрали три конкурентоспособные в их шоу-бизнесе, и наказали остальное писать в том же духе. Тогда-то Носковым и была написана песня «Bang», ставшая впоследствии мега-хитом, поднявшимся до третьего места в хит-праде MTV, и до сих пор звучащая на радиостанциях всего мира. «Боевое крещение» молодая команда получила, работая на разогреве у «Scorpions» в Ленинграде летом 1988 года. В декабре того же года по приглашению Стаса Намина в Москву приехали президент фирмы «Polygram» и музыканты Bon Jovi , для которых новая группа дала концерт в Зеленом Театре ЦПКиО им. Горького.
впервые в истории отечественного рока был подписан прямой контракт российской
рок-группы с американской фирмой грамзаписи. Это был настоящий Прорыв! Американцы взяли песню и пустили на радиостанцию вместе с другими английскими и американскими группами, и сделали опрос, не называя исполнителей. И песня «Bang» заняла среди них первое место. Альбом «Gorky Park», выпущенный в 1989 году, занял 81-е место в списке двухсот самых популярных альбомов журнала «Billboard», а в Дании диск стал золотым. Группа передислоцировалась в США, и на знаменитый Московский Международный Фестиваль Мира, проходивший в Лужниках летом 1989 года.
Музыканты приехали уже «американцами». Выступление на этом фестивале вместе с такими «монстрами» как «Bon Jovi». «Cinderella», «Ozzy Osbourne», «Motley Crue». «Scorpions» — до сих пор остается одним из самых ярких впечатлений. Дальше — интенсивный тур по Штатам, а у Ни
олая возникли проблемы с голосом — скорее на нервной почве, чем на перегрузке голоса. Нужно было оперироваться или лечиться — ингаляциями, травами. Чтобы все рассосалось, нужен месяц, а времени было всего десять дней… …Тот самый «первый в истории» контракт, на радостях подписанный группой, ловко провел музыкантов «мимо денег» Вскоре американский менеджер объявил себя банкротом. Группу начали «делить» пытаться перетягивать разные компании Финансовые затруднения, привели к напряжению отношений внутри коллектива. В конечном итоге Николай Носков покинул «Парк Горького» и вернулся в Россию с одиннадцатью долларами в кармане (Спустя определенное время из группы ушел заменивший его Александр Маршал, а в настоящее время и остальные участники группы вернулись на родину) Вернувшись в Россию, в 1994 году Носков записывае
т, с собранной им группой «Николай» англоязычный альбом «Mother Russia» который выходит на фирме «Polygram Russia», начинает гастролировать и постепенно осознает две вещи:
Во-первых, понимает, что петь в России по-английски бессмысленно тебя, конечно, примут, но никогда не полюбят до конца, ибо «русский человек любит слушать текст». Во-вторых, обнаруживает, что его больше «не цепляет» та музыка, которую он исполняет на концертах: «Года через три интенсивных гастролей, я пришел к выводу, что эта музыка, хард-рок, меня не трогает. Обычно перед выходом на сцену так волнуешься, мурашки по коже — yx! А здесь просто вялый, никаких эмоций. Просто выходишь и поешь. До того все привычно и обычно, просто: куплет, припев, соло — и на этом все заканчивается. И я пришел к мысли, что надо попробовать себя в современной
музыке». И Николай начинает писать новый альбом, параллельно пытаясь Расторгнуть контракт российским «Полиграмом».
К этому моменту я понял, что надо искать не рекорд компанию, а человека, с которым не страшно было бы работать, не страшно повернутся спиной. Человека, которому можно полностью доверять. В поисках такого человека, Николай знакомится с Иосифом Пригоженым. И с 1997 года тот становится его продюсером, А некоторое время спустя, возглавляет фирму «ОРТ — рекордз», где и выходит альбом, «Блажь», и, вскоре появляется еще один диск — «Паранойя» (Оба альбома переизданы в 2000 году руководимой ныне Иосифом Пригоженым фирмой «Nox Music» под названием «Я тебя люблю» и «Стекла и Бетон», соответственно). На Нокс Мюзик выходит и новый альбом 2000 года «Дышу Тишиной», записанный с камерным оркестром Musica Viva