Подполковник Н. А. Наумов совершил 240 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 6 самолётов противника. Выполнил ряд специальных заданий командования. 14 Июня 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 26 Ноября 1909 года в городе Орлов, ныне Халтурин Кировской области, в семье служащего. Окончил 9 классов. С 1927 года в Красной Армии. В 1928 году окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков, в 1929 - Оренбургскую военную школу лётчиков и летнабов. С 1940 года был начальником лётной инспекции ВВС Черноморского флота.
Участник Великой Отечественной войны с первого дня. К Июню 1942 года инспектор по технике пилотирования ВВС Черноморского флота Подполковник Н. А. Наумов совершил 240 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 6 самолётов противника. Выполнил ряд специальных заданий командования. 14 Июня 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны продолжил службу в ВВС. В 1950 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1970 года Генерал - Лейтенант авиации Н. А. Наумов - в отставке. Жил в Москве. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ), медалями. В посёлке Кача ( Нахимовский район города Севастополя ) установлен бронзовый бюст, в Севастополе у монумента Славы на мраморе выбито имя Героя. Автор статьи "Комсомольский Генерал" ( о Н. А. Острякове ) в книге "Крылья над океаном".
* * *
Николай Александрович Наумов принадлежал к славной кагорте морских лётчиков старшего поколения. Ещё задолго до Великой Отечественной войны он готовил квалифицированные кадры для морской авиации.
В 1940 году Н. А. Наумов был направлен в ВВС Черноморского флота, а вскоре началась война...
В авиационные полки прибывала новая материальная часть, и ему приходилось проводить практические занятия, помогать лётчикам осваивать незнакомые машины. Обучение пилотов он строил на активном участии в боевых действиях по защите Севастополя от налётов вражеской авиации. Когда задание было сопряжено с трудностями, он сам вылетал для его выполнения.
Однажды служба оповещения передала, что в воздухе появилось 4 вражеских истребителя. Николай Александрович поднял свою машину и вступил в неравный бой. Он пошёл в лобовую атаку... Противник был ошеломлён дерзостью нашего пилота. В этом бою Николай Наумов сбил 2 неприятельские машины.
В начале Февраля 1942 года на аэродромах Севастополя находилось в строю 107 самолётов. Лётчики не давали им подолгу находиться в капонирах. Однажды в редакцию газеты "Красный черноморец" пришло письмо, озаглавленное "Слава и привет отважному лётчику !". В письме - просьба:
"В ночь на 25 Февраля фашистский воздушный пират, встретившись над Севастополем с нашим героическим лётчиком, нашел себе могилу. Мы, бойцы катера - охотника, видели этот воздушный поединок, восхищаемся подвигом... нашего храброго сокола, но, к сожалению, не знаем фамилии героя... Просим редакцию сообщить нам фамилию лётчика, сбившего вражеский самолет. Мы будем бить врага на воде, как бьют его наши боевые товарищи в воздухе. Комсомольцы катера - охотника: Прокофьев, Жолдак".
Этим отважным воином оказался Майор Н. А. Наумов. Успех его был не случайным. Ещё в начале Великой Отечественной войны Николай Наумов прибыл в ряды Черноморской авиации. Здесь он возглавил лётную инспекцию, помогал полкам 62-й авиабригады перевооружаться на новые типы самолётов и показывал, как нужно применять их в бою. Когда враг окружил Севастополь, Николай Александрович стал одним из его защитников. Здесь, в небе осаждённого города, он совершил несколько подвигов.
Вечером 24 Февраля 16 вражеских бомбардировщиков Ju-88 поодиночке с небольшими интервалами налетали на Севастополь. Потом наступила длительная пауза. Стояла необычная зловещая тишина. Защитники города знали, что она обманчива, и бдительно несли вахту. Вдруг где - то высоко в небе вновь послышался нарастающий звук мотора. Сейчас же яркие лучи прожекторов взметнулись навстречу воздушному пирату. Вот они нащупали его, крепко зажали, и зенитки открыли огонь. Это был "Юнкерс-88". Он шарахнулся в сторону, пытаясь скрыться в темноте. В это время в воздух поднялся Николай Наумов. Его истребитель Як-1, замаскированный ночной мглой, пошёл на сближение с "Юнкерсом". Вскоре в ночном небе Севастополя начался бой.
Лётчик зашёл противнику в хвост и, когда дистанция сократилась до предельной, открыл огонь из своего оружия. Ослепительно яркая трасса вонзилась в неповоротливую тушу бомбардировщика. Его экипаж открыл ответный огонь, а затем вошёл в штопор.
"А не хитрит ли гитлеровский лётчик ? - мелькнула мысль. - Не имитирует ли он падение, чтобы усыпить бдительность и попытаться спастись ?"
И, действительно, уже у самой земли "Юнкерс" неожиданно вышел из штопора и взял курс на север. Наумов стремительно зашёл на повторную атаку. Но она оказалась ненужной. Пролетев небольшое расстояние, бомбардировщик рухнул на землю и взорвался.
Таких схваток у Николая Александровича было немало. Почти все годы войны он был в рядах Черноморской авиации, совершил сотни боевых вылетов. От его разящих ударов враг понёс немалые потери. Одним из первых на флоте Н. А. Наумов был удостоен звания Героя Советского Союза.
Некоторое время Полковник Н. А. Наумов летал ведомым у командующего ВВС Черноморского Флота Николая Алексеевича Острякова. Уже после войны, вспоминая о тех днях, он напишет:
"Моей основной задачей было охранять хвост самолёта командующего, и, следовательно, мне категорически запрещалось отвлекаться на ведение самостоятельных действий.
Твёрдо усвоив, что без Генерала Острякова возвращаться на аэродром нельзя, всё же однажды, когда мы прикрывали бомбардировщики Пе-2, я отвлёкся. Увидел, что "Мессер" подкрадывается к нашему пикировщику. С первого захода сбил вражеский истребитель, но упустил из виду командующего. Те минуты, когда после удачной атаки я искал Острякова, послужили хорошим уроком: его "Як" мне мерещился в каждом падавшем или горевшем самолёте.
Николай Алексеевич в тот раз благополучно приземлился на Херсонесе. Он не осудил ведомого за "инициативу", но товарищи подвергли меня справедливой "проработке". После этого случая я больше не отрывался от командующего в воздухе и атаковал только те цели, которые угрожали ведущему. При мне Генерал Н. А. Остряков уничтожил 2 вражеских самолёта. Ещё одного мы сбили с ним вдвоём над Севастополем. В тот день на нас напала четвёрка Ме-109, но, когда один из "Мессеров" загорелся от нашего огня, остальные ушли на свой аэродром.
Военный совет Черноморского флота вскоре запретил командующему ВВС вылетать без специального разрешения. Но Остряков продолжал летать "втихаря". Только на Як-1 Николай Алексеевич 20 раз поднимался в воздух с мыса Херсонес. А всего на его счету более 100 "севастопольских" вылетов".
А вот что пишет об этой замечательной паре, известный лётчик - истребитель Герой Советского Союза К. Д. Денисов:
"Генерал Остряков быстро стал душой авиации Черноморского флота. Он был не только талантливым руководителем, но и бесстрашным воздушным бойцом. Летать он начал на И-16, затем освоил Як-1. За 6 месяцев войны совершил около 100 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично и в составе группы 6 самолётов противника.
Под стать ему был и начальник лётной инспекции ВВС флота Майор Н. А. Наумов. Они чем - то напоминали и в то же время дополняли друг друга. Летали почти всегда в паре, а поскольку Наумов уже имел за плечами не один десяток боевых вылетов и несколько побед в воздушных боях, то Остряков вначале как бы учился у него тактическим приёмам борьбы с вражескими самолётами..."
Весной 1943 года развернулись ожесточённые воздушные схватки в небе Кубани. Самое активное участие в них принял и Николай Наумов, одержав ещё несколько блестящих побед.
Всего за годы Великой Отечественной войны Н. А. Наумов совершил сотни боевых вылетов, провёл десятки воздушных боёв, сбил 17 вражеских самолётов.