Генерал-полковник Н.И. Москвителев - Заслуженный военный летчик СССР (1968), кандидат военных наук (1984). Он кавалер орденов Октябрьской Революции, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, трех орденов Красной Звезды, орденов Болгарии и ГДР, а также 24 медалей, в том числе медали "За победу над Германией в Великой Отечественной войне".
Родился 27 июля 1926 года в селе Вязовый Гай Чапаевского района Куйбышевской области, в семье рабочего. Отец - Москвителев Иван Дмитриевич (1899-1978). Мать - Москвителева Мария Ивановна (1905-1938). Супруга - Москвителева (Реванкова) Людмила Федоровна (1922 - 1997). Дочери: Нина Николаевна (1952 г. рожд.), Ольга Николаевна (1963 г. рожд.). Внуки - Ирина, Наташа, Николай. Правнучка - Василиса.
Семье Москвителевых довелось с лихвой хлебнуть тягостей начала 1930-х годов, когда в Поволжье бушевал голод. В 1938 году из-за подорванного здоровья умерла мать Николая, и отец с сыном остались одни. Иван Дмитриевич продолжал работать слесарем на МТС, но денег на жизнь не хватало. Когда началась война, истощенный Николай, бросив школу, пришел в военкомат с просьбой направить его на фронт. Там ему предложили поступить учиться в школу летчиков. Николай согласился и стал курсантом 1-й школы морских летчиков в городе Куйбышеве.
В летной школе будущий летчик-ас впервые освоил У-2 и УТ-2. Некоторых его собратьев по летному делу сразу после окончания учебы отправляли на фронт, в полки ночных бомбардировщиков на У-2, а Николай в конце 1944 года получил предписание продолжить обучение в Ейском военно-морском авиационном училище имени И.В. Сталина. Он готовился стать истребителем и надеялся, что еще успеет повоевать. Но война закончилась, и срок окончания училища был отодвинут: на долю курсантов выпала трудная миссия по восстановлению разрушенного войной Ейска. Лишь в 1946 году курсанты снова начали летать.
В 1947 году Николай Москвителев завершил учебу и был направлен летчиком-истребителем в 4-й Балтийский флот, в город Халигенбаль (ныне Мамонов), под Калининградом. В полку, где ему предстояло служить, не оказалось тех самолетов, на которых он учился летать (Ла-5), и ему пришлось переучиваться на "аэрокобру" и "кингкобру" (P-39, P-63).
Через 2,5 года его отозвали обратно в Ейск, где для обучения курсантов-летчиков требовались опытные инструкторы. Ему дали летную группу, и Москвителев приступил к интенсивному обучению курсантов на самолетах Ла-7 и Ла-9. В 1952 году успешно переучился на реактивную технику (МиГ-15) и уже в качестве командира звена обучал курсантов-летчиков. Всего он выпустил в боевые части 36 летчиков.
В 1953 году Николая Москвителева перевели в Ригу и включили в группу Особого полка подготовки летного состава морской авиации под командованием подполковника И.М. Лукина. В составе 11 летчиков-инструкторов ему предстояло сначала самому освоить реактивные Як-25, МиГ-17 и МиГ-19, а затем переучивать на эти самолеты руководящий состав всех флотов. Здесь он служил сначала командиром звена, командиром авиаэскадрильи, потом штурманом полка.
В 1957 году полк, как выполнивший свою задачу, был расформирован, и майор Москвителев был назначен в Севастополь на должность заместителя командира авиаполка. Однако спустя полгода был переведен на должность старшего инспектора-летчика ВВС Черноморского флота, а в апреле 1958 года стал командиром истребительного авиационного полка в составе ВВС ЧФ.
В 1960 году началось расформирование истребительных частей морской авиации. В апреле на аэродроме Бельбек под Севастополем Николай Иванович встречал комиссию под руководством генерала Г.В. Громова. Ее задачей было принять истребительный авиационный полк Москвителева, переведенный из ВВС Черноморского флота в состав Отдельной армии ПВО. Вместе с комиссией прибыл А.И. Покрышкин. Выслушав краткий доклад командира полка, Александр Иванович спросил:
- Как вы, товарищ майор, относитесь к переходу вашего полка в состав войск ПВО?
- Положительно, - ответил командир.
- А морскую форму не жалко менять?
- Жалко, - честно признался Москвителев.
- Молодец! Не кривишь душой!
Так состоялось знакомство Николая Ивановича с легендарным летчиком и военачальником, под командованием которого ему доведется служить немало лет и которого он назовет своим учителем - вторым отцом.
Полк Москвителева был принят в состав Отдельной армии ПВО, а в 1962 году был объявлен лучшим в авиации ПВО страны. 1 мая во время построения личного состава для торжественного марша Москвителева срочно вызвали к телефону. На проводе был А.И. Покрышкин, который, сообщив, что в воздухе реальный противник - высотный разведчик, приказал занять готовность № 1 и быть готовым уничтожить разведчика, если он зайдет в зону досягаемости. "Не могу передать мои чувства радости и гордости от того, что только мне - командиру полка - доверил сам Покрышкин. Такая задача ставилась не только Москвителеву, а многим летчикам-высотникам, имеющим опыт полетов на самолетах МиГ-19 "СВ".
В 1963 году при назначении на должность заместителя командира дивизии по авиации, Москвителев по настоянию А.И. Покрышкина написал рапорт с просьбой принять его на учебу в Военно-командную академию ПВО. Александр Иванович тогда сказал: "Будешь заочно учиться, продолжать летать, учить других. И запомни! Будешь таким же порядочным человеком, при всех твоих качествах я вижу в тебе будущего крупного авиационного начальника". С тех пор в самых трудных жизненных ситуациях Николай Иванович помнил и свято выполнял этот наказ прославленного летчика.
В 1967 году Н.И. Москвителев становится заместителем начальника авиации Отдельной армии ПВО в Киеве, которой командовал Покрышкин. И здесь он постоянно чувствовал его контроль за своим интеллектуальным ростом, повышением уровня тактических знаний и боевого мастерства.
С началом пражских событий Николай Иванович, получив в командование три штатных авиационных полка, вместе с ними вылетел на выполнение боевой задачи в Чехословакию, а в конце 1968 года его назначают в Свердловск - заместителем командующего Отдельной армией ПВО - начальником авиации армии. В 1970 году после окончания академии полковник Москвителев становится заместителем командующего авиацией Московского округа ПВО, через 4 года - командующим авиацией округа, членом Военного совета, а с апреля 1977 года - командующим авиацией ПВО страны, сменив на этом посту дважды Героя Советского Союза генерал-полковника авиации А.Е. Боровых.
Находясь на этих должностях, в течение 17 лет Н.И. Москвителев в качестве председателя и заместителя председателя Государственных комиссий принимал активное участие в создании, испытании и внедрении в войска новейшей авиационной техники, в том числе МиГ-23, МиГ-25, МиГ-31, Су-27, А-50, многие из которых и сегодня являются лучшими в мире самолетами своего класса. В сотрудничестве с генеральными конструкторами Р.А. Беляковым, М.П. Симоновым, главнокомандующим ВВС главным маршалом авиации П.С. Кутаховым и главнокомандующими войсками ПВО страны Маршалом Советского Союза П.Ф. Батицким, главным маршалом авиации А.И. Колдуновым и маршалом авиации Е.Я. Савицким участвовал в совершенствовании и расширении боевых характеристик и испытаниях боевых самолетов, в научных исследованиях по многим перспективным проектам развития военной авиации и техники. В тесном контакте на земле и в воздухе с прославленными летчиками-испытателями Героями Советского Союза А.В. Федотовым, О.С. Гудковым, П.М. Остапенко, В.С. Ильюшиным, Б.А. Орловым, В.П. Пугачевым, А.Н. Квочуром и другими наращивал боевую готовность авиации ПВО страны.
В марте 1987 года Н.И. Москвителева направляют представителем Штаба Объединенных Вооруженных Сил Варшавского Договора при Командующем ВВС и ПВО армии ГДР. В 1990 году Николай Иванович вышел в отставку в звании генерал-полковника.
После увольнения из рядов Вооруженных Сил в течение нескольких лет Н.И. Москвителев работал помощником генерального конструктора ОКБ имени Микояна. С 1993 года и по настоящее время он является главным советником Пилотажно-исследовательского центра Летно-исследовательского института имени М.М. Громова.
Воспитанный Е.Н. Преображенским, А.И. Покрышкиным, П.Ф. Батицким и А.И. Колдуновым, Николай Иванович Москвителев, продолжая славные авиационные традиции, также воспитал целую плеяду высокопрофессиональных летчиков, авиационных командиров, таких как: генерал-полковник В.И. Андреев, генерал-полковник В.Г. Царьков, генерал-полковник Г.Б. Васильев, генерал-лейтенант В.И. Цибизов, генерал-лейтенант О.В. Ленгаров, генерал-лейтенант П.И. Кузьмин, генерал-майор Г.В. Колупаев и многие другие генералы и полковники. Сохраняя свою преданность авиации и несмотря на свой возраст, он и сегодня периодически совершает полеты, изумляя своим пилотажным мастерством.
До фанатизма преданный летному делу, Н.И. Москвителев много летал, демонстрируя наиболее сложные виды летной подготовки при самых жестких минимумах, неоднократно проявляя мужество и героизм при освоении и испытаниях головных образцов сверхзвуковых истребителей-перехватчиков, каждый раз сохраняя уникальный образец новой машины. Всего он освоил 34 типа самолетов (модификаций), налетав на истребителях около 4 тысяч часов.
Николай Иванович является одним из авторов учебника для вузов "Прикладные методы сравнительной оценки и боевые потенциалы авиационной военной техники", а также автором ряда публикаций в периодической печати. С 1998 года Н.И. Москвителев является членом общественной организации "Российское воинское братство".
Генерал-полковник Н.И. Москвителев - Заслуженный военный летчик СССР (1968), кандидат военных наук (1984). Он кавалер орденов Октябрьской Революции, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, трех орденов Красной Звезды, орденов Болгарии и ГДР, а также 24 медалей, в том числе медали "За победу над Германией в Великой Отечественной войне".
Николай Иванович очень любит театр, музыку, много читает. В молодые годы уделял внимание спорту, сейчас является страстным болельщиком спортивных игр и легкой атлетики. Летом любит работать на даче.
Живет и работает в Москве.