Его версия отечественного прошлого доказывает – в который уже раз! – что гуманитарная наука чаще всего похожа на зебру: чёрные и белые полосы чередуются.
Николай Иванович Костомаров известен своим фундаментальным трёхтомником "Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей". Его версия отечественного прошлого доказывает – в который уже раз! – что гуманитарная наука чаще всего похожа на зебру: чёрные и белые полосы чередуются.
Костомаров –
незаконный сын русского дворянина и крепостной украинки – был глубоко неудовлетворён официальной университетской наукой своего времени. Он отчётливо видел имперский, руссификаторский смысл сочинений своих коллег-профессоров, пренебрегавших культурным наследием нерусских народов, в том числе и славя
нских. Например, украинского.
Но выводы отсель Костомаров делал прямолинейные, экстремистские. Равноправие Украины и России он выводил из общей подчинённости обоих народов Золотой Орде. А собирание славяно-русских земель под рукой Москвы объявлял несчастьем, нарушением "удельно-вечевых" основ дре
внего славянства. Поэтому не жаловал князя московского Дмитрия Донского, а заодно и матушку-государыню Екатерину Великую. При ней ведь погибла Запорожская Сечь, последний оплот казацкой вольности.
Сегодня на Украине имя Костомарова – знаковое, культовое, харизматическое для тех, кому неохота друж
ить с "москалями". В России его бы давно забыли, если б не одно, но очень важное обстоятельство: Костомаров был прекрасным писателем. Под его пером прошлое обретает занимательную красочность, образность; оно населено живыми характерами, насыщено увлекательными сюжетами.
В общем, приятно ступать в