Гвардии Старший лейтенант Н. Т. Китаев к Марту 1943 года произвёл 183 боевых вылета, в 45 воздушных боях лично сбил 8 и в группе 5 самолётов противника. 1 Мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился 22 Ноября 1917 года в селе Пичуга, ныне Дубовского района Волгоградской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал в литейном цехе Сталинградского тракторного завода слесарем по ремонту оборудования. Окончил аэроклуб. С 1938 года в Красной Армии, в том же году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. После чего, в звании Младшего лейтенанта, служил в частях ВВС Западного Особого военного округа.
Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов, произвёл несколько десятков вылетов на штурмовку войск противника.
На фронтах Великой Отечественной войны с Декабря 1941 года. Командир эскадрильи 40-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 217-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт ) Гвардии Старший лейтенант Н. Т. Китаев к Марту 1943 года произвёл 183 боевых вылета, в 45 воздушных боях лично сбил 8 и в группе 5 самолётов противника. 1 Мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
С 1946 года Подполковник Н. Т. Китаев - в запасе. Последние годы жил в посёлке Белыничи Могилёвской области. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями.
* * *
Свои первые боевые вылеты в Великой Отечественной войне Николай Китаев выполнил на самолёте И-16 в Декабре 1941 года в составе 131-го истребительного авиаполка ( впоследствии - 40-й ГвИАП ). Позднее полк был перевооружён на ЛаГГ-3, а в 1943 году - на более совершенные Ла-5.
В составе этого полка Китаев прошёл с боями от Москвы до западной границы страны. Воевал на Северном Кавказе, сражался на Курском направлении, освобождал Украину. В 1943 году его боевые вылеты были особенно результативны, он одерживал победы в каждом втором бою, а среди сбитых им машин более половины составляли бомбардировщики. Так, с Мая по Ноябрь 1943 года Гвардии Капитан Н. Т. Китаев в 118 боевых вылетах провёл 48 воздушных боёв, лично сбил 17 ( 5 He-111, 1 Ju-88, 4 Ju-87, 4 Ме-109, 3 FW-190 ) и в группе 3 самолёта ( 2 He-111 и Ju-87 ). Только в ходе оборонительного сражения на Курской дуге он сбил 5 самолётов противника. О тех днях вспоминает бывший командир 8-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии Гвардии Полковник И. П. Ларюшкин:
"В Июне 1943 года, во время одного из воздушных боёв юго - восточнее города Суджа, мы рассеяли группу немецких истребителей, а два из них загнали на бреющем полёте в сторону Курска и потеряли из виду... Спустя некоторое время нам сообщили, что оба Ме-109 совершили вынужденную посадку на нашей территории.
Немедленно вылетевшие на По-2 Капитан Комоса и Герой Советского Союза Капитан Китаев нашли на большом, несколько заболоченном поле и на опушке леса два исправных истребителя Ме-10
9F последней модернизации. Оказалось, что на этих машинах летали немецкие лётчики - испытатели, решившие опробовать их в реальном бою. Но, после полученной встряски, удрали, а Курская магнитная аномалия "помогла" им потерять ориентировку, израсходовать горючее и сделать вынужденную посадку. Увидев бежавших к ним наших солдат, один из лётчиков застрелился, а другой сдался в плен.
Капитаны Комоса и Китаев решили лететь парой. Однако при выруливании для взлёта с опушки леса самолёт Китаева увяз в заболоченном месте. Комоса взлетел благополучно. Но по пути встретил группу "Яков". Пришлось уходить от них на бреющем. Вскоре он приземлился на базовом аэродроме у станции Солнечная. Правда там его не ждали и, приняв за немецкого пилота, чуть не побили...
Мы решили создать свой дивизионный учебный центр: полетать на немецких машинах, провести с ними воздушные бои, выяснить их лётные характеристики. Но из этой затеи ничего не вышло... Как только поднимались в воздух наши Ме-109, по ним начиналась стрельба с земли от наземных войск. Не помогли и закрашенные на них кресты. Проведя с "Мессерами" всего пару воздушных боёв, мы отправили их в Москву.
А Николай Китаев вскоре отличился в боях на Курской дуге. 7 Июля 1943 года с утра было пасмурно, сплошная низкая облачность и дожди сковали действия авации с обеих сторон. Но лишь только слегка рассеялись облака и в небе появились "окна", вновь вспыхнули напряжённые воздушные схватки, которые повторялись 17 раз. В этот день Капитан Н. Т. Китаев сбил два бомбардировщика Ju-88 и ещё два подбил. Всего за день лётчиками дивизии было сбито 45 самолётов противника и подбито ещё 14..."
Уже к концу 1943 года, проведя 320 боевых вылетов и 100 воздушных боёв, имея на своём счету 27 личных и 8 групповых побед, Николай Китаев становится одним из лучших воздушных бойцов советских ВВС.
В 1944 году Гвардии Майор Н. Т. Китаев был назначен командиром прославленного 40-го Гвардейского истребительного авиационного полка.
Боевой путь отважного лётчика - истребителя трагически прервался в одном из Июльских вылетов. В паре с Гвардии Майором А. Шварёвым он вылетел на рекогносцировку войск противника в районе Тернополя. На обратном пути, неподалёку от линии фронта, они сделали штурмовой заход на неприятельскую колонну. При этом самолёт Китаева был подбит шальным снарядом, он приземлил его, не выпуская шасси, но при посадке потерял сознание и попал в плен. В плену Николай Трофимович не потерял присутствия духа, с честью вынес все его тяготы и в 1945 году был освобожден советскими солдатами.
За время Великой Отечественной войны совершил около 400 боевых вылетов. В 120 воздушных боях лично сбил 34 ( по другим источникам - 26 ) и в группе с товарищами 8 самолётов противника. В 1946 году Гвардии Подполковник Н. Т. Китаев был демобилизован. Жил и работал в поселке Белыничи Могилевской области