Глубоковский Николай Никанорович - выдающийся богослов и историк (родился в 1863 г.), воспитанник Московской духовной академии, профессор святого Писания Нового Завета в Петербургской духовной академии.
Глубоковский Николай Никанорович - выдающийся богослов и историк (родился в 1863 г.), воспитанник Московской духовной академии, профессор святого Писания Нового Завета в Петербургской духовной академии. Магистерская его диссертация: "Блаженный Феодорит, епископ Киррский" вызвала восторженные отзывы и у нас, и за границей. Участвовал в пересмотре славяно-русского перевода евангелий (замечания его об этом переводе размером до 35 печатных листов остались неопубликованными и где-то залежались, но, по-видимому, они оказали влияние на перевод Нового Завета К.П. Победоносцева ). По вопросам о духовной школе он энергично выступал в предсоборном присутствии 1906 г. и в 1907 г. выпустил замечательную книгу: "По вопросам духовной школы средней и высшей и об учебном комитете при Святейшем Синоде". Доклад присутствию, легший в основание этой книги, по словам профессора А.П. Лебедева , изображает то измывательство над богословской наукой, какое представляла деятельность комитета. Профессор Лебедев противопоставляет доклад "лжеистории и панегирикам, которые заставляли нас сочинять вместо истинной истории до 17 октября 1905 г.". Главным предметом своего изучения Глубоковский сделал жизнь и деятельность апостола Павла. В 1896 г. появилась актовая речь Глубоковского: "Обращение Савла и Евангелие святого апостола Павла". Она вошла в состав докторской диссертации Глубоковского: "Благовестие святого апостола Павла по его происхождению и существу" (СПб., 1897), а эта диссертация, в свою очередь, введена в громадное исследование под тем же заглавием в трех книгах (1905, 1910 и 1912). В 1902 г. появилось "Благовестие христианской свободы в послании апостола Павла к галатам". С 1905 г. профессор Глубоковский принял на себя редактирование "Богословской энциклопедии", основанной Лопухиным . Энциклопедия сразу изменила свой характер и сделалась украшением русской богословской науки. Редактор вложил сюда колоссальный труд и энергию. Предприятие это в 1911 г. приостановилось. Другие его работы: "Развод по прелюбодеянию и его последствия по учению Христа Спасителя" (СПб., 1895); "Греческий рукописный евангелистарий из собрания И.Е. Троицкого" (СПб., 1898); "Памяти профессора А.П. Лебедева" (СПб., 1908); "Преосвященный Иосиф Кратиров" (1909); "По вопросу о праве евреев именоваться христианскими именами" (СПб., 1911); "Архиепископ Смарагд Крыжановский" (СПб., 1913) и большое количество статей и рецензий в журналах "Чтения в обществе любителей духовного просвещения", "Вера и Разум", "Странник", "Христианское Чтение", "Церковный Вестник", "Богословский Вестник" и др.