Популярные личности

Николай Гартман

Немецкий философ-идеалист, основоположник критической (или новой) онтологии.
На фото Николай Гартман
Категория:
Дата рождения:
1882-02-20
Место рождения:
Рига, Латвия
Дата смерти:
1950-10-09
Место смерти:
Гёттинген, Германия
Гражданство:
Германия
Читать новости про человека
Биография

Краткая биография

Немецкий философ-идеалист, основоположник критической (или новой) онтологии.


Никола́й Га́ртман (правильнее, но менее распространено: Николас Гартман; латыш. Niklāvs Hartmanis; нем. Nikolas Hartmann; 20 февраля 1882, Рига — 9 октября 1950, Гёттинген) — немецкий философ-идеалист, основоположник критической (или новой) онтологии.

Родился в немецкой семье во входившей в состав Российской империи Риге. Окончил гимназию в Петербурге; впоследствии изучал медицину в университете Тарту (тогда Юрьева) и философию в Санкт-Петербургском университете, после чего поступил в Марбургский университет. В 1922—195- профессор философии в университетах Марбурга (1922—1925), Кёльна (1925—1931), Берлина (1931—1945) и Гёттингена (1945—1950).

Будучи учеником Пауля Наторпа и Германа Когена выступал последователем марбургской школы неокантианства. Не удовлетворённый её субъективизмом («методологизмом»), Гартман под влиянием Эдмунда Гуссерля и Макса Шелера разработал собственную онтологическую концепцию («новую онтологию»), которая в целом оказывается модернизацией аристотелевски-схоластического учения о бытии («Система онтологии», т. 1—4, 1933—1950).

Согласно Гартману, бытие имеет слоистую структуру и должно быть рассмотрено как иерархия четырёх качественно различных пластов:

неорганического,

органического,

душевного и

духовного.

Формы существования и категориальная структура разных слоев неодинаковы: так, имматериальные слои (дух,психическое) существуют только во времени. Каждый из высших слоев коренится в низшем, но полностью им не определяется. Низшие формы бытия активнее в своём самоутверждении, высшие обладают большей свободой проявления.

Гартман считал коренные философские проблемы неразрешимыми. В этике Гартман вслед за Шелером развивал теорию неизменных «этических ценностей». Основным вопросом для Гартмана является в этой области проблема соотношения ценностей и свободы воли, рассматриваемая как отношение двух родов сил («детерминаций»): идеальной (ценностей, являющихся ориентиром для воли) и реальной (воли, осуществляющей ценности) («Этика», 1925).

Cтудентами Гартмана были поэт Борис Леонидович Пастернак и философ Ганс-Георг Гадамер. На его ранние труды в области философии биологии иногда ссылаются в современных исследованиях и обсуждениях геномики и клонирования.

Сочинения

Grundzüge der Metaphysik der Erkenntnis. — 4. Aufl. — B., 1949.

Гартман, Н. Эстетика. — М., 1958.

Гартман, Н. Старая и новая онтология / Пер. Д. Мироновой // Историко-философский ежегодник. 1988. — М.: Наука, 1988. — С.320—324.

Гартман, Н. Систематическая философия в собственном изложении // Фауст и Заратустра / Пер. с нем. — СПб.: Азбука, 2001.

Гартман, Н. Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе // Культурология. 20 век. — М., 1995.

Гартман, Н. Этика / Пер. с нем. А. Б. Глаголева под ред. Ю. С. Медведева, Д. В. Скляднева. — СПб.: Фонд Университет: Владимир Даль, 2002.

Гартман, Н. К основоположению онтологии / Пер. с нем. Ю. В. Медведева под ред. Д. В. Скляднева. — СПб. : Наука, 2003. — 639 с. — (Слово о сущем). ISBN 5-02-026827-5



Поделиться: