Популярные личности

Николай Евдокимов

прозаик.
Категория:
Дата рождения:
1922-02-26
Гражданство:
Россия
Биография

Биография

Евдокимов Николай Семенович (26.2.1922, местечко Бобр, ныне Купрянского района Минской губ.) - прозаик.


Род. в семье земского врача - выпускника Моск. ун-та, направленного в годы 1-й мировой войны в Белоруссию. В «Автобиографических заметках» Е. писал: «У меня остались нежные, благодарные воспоминания о моих родителях. Между ними были какие-то удивительно добрые, мягкие отношения. ...Мама (фельдшер-ак

ушерка- П.Б.) моя была натурой эмоциональной, тонкой, любящей живопись, чувствующей искусство, была человеком верующим». В 1923 семья вернулась в Москву.

В школьные годы Е. посещал лит. кружок при Доме пионеров, занятия в котором вели К. Паустовский и Р. Фраерман. Вместе с ним там были будущие пи

сатели Ю. Трифонов, С. Баруздин, Н. Гребнев, С. Львов. Однажды во время летних каникул Е. побывал в Моздоке, Гунибе и, вернувшись в Москву, начал писать пьесу в стихах о Шамиле. В 1940 призван в армию, учился в школе военных санитарных инструкторов в Риге. В годы Великой Отеч. войны служил в полково

й разведке; после тяжелой контузии в 1942 демобилизован. Учился в Лит. ин-те им. М. Горького (1943-48), где посещал семинары Л. Леонова, К. Паустовского, К. Федина (и где спустя годы сам стал профессором); затем работал корреспондентом радио, центральных газет и журналов, лит. консультантом. В 1951

вступил в СП СССР.

Первая публикация - рассказ «Конец ночи», опубл. в 1946 в ж. «Октябрь», был оценен критикой как одно из лучших произв. года. Тогда же вышел в свет и рассказ Е. «У дороги»; 11.2.1947 в газ. «Культура и жизнь» появилась передовая статья, в которой произв. Е., как и .. Платонова,

были признаны опасными, «родными, клевещущими на сов. человека. За молодого писателя вступились Л. Леонов, К. Федин, Ф. Панферов.

В 1948 Е. опубл. кн. рассказов и очерков «Рыбаки», в 1950 - нов. о труде сталеваров «Высокая должность». В нов. Е. «Грешница» (1960; экранизирована в 1962, реж. Г. Г.

Егиазаров и Ф. И. Филиппов) - история несостоявшегося счастья хорошего человека, ставшего жертвой религ. фанатизма. Главная героиня, Ксения, воспитанная в сектантской семье, вынуждена подавить свою любовь к колхозному шоферу Алеше Ченцову и выйти замуж за «брата» 110 секте, что приводит ее к трагиче

ской гибели.

Сложные нравств. коллизии повседневности оказываются в центре внимания и последующих произв. Е. К директору крупного завода, безупречному коммунисту Полякову, герою ром. «У памяти свои законы» (Знамя. 1966. № 6), приезжает дочь, о существовании которой он не подозревал. Приезд Вари м

еняет жизнь Полякова. Он пытается загладить свою вину перед дочерью и ее матерью, которую когда-то бросил из-за того, что ее пребывание в оккупации могло повредить его карьере. Главный герой пов. «Необходимый человек» (Знамя. 1967. № 6) пытается спасти для радости бытия несчастную женщину Настю, нас

традавшуюся в годы войны. Герой охарактеризован уже в подзаголовке повести - «Из жития прекраснодушного Серафима Фролова». В пов. «Выла похоронка» (Наш современник. 1973. № 5) писатель рассказывает о том, как жена находит после войны мужа, потерявшего ноги и глаз, и возвращает его в семью, для котор

ой он не хотел быть обузой.

Все эти произв. сентиментальны, в них ярко выражено исповедальное начало. Последнее особенно характерно для цикла пов. «Монологи», начинающегося с пов. «Страстная площадь» (1977). Ее главный герой, Константин, задает себе вопрос, который мучает мн. героев Е.: «Так ли я

жил?». Он испытывает острое чувство вины и за проявленное в годы войны невнимание к товарищу по госпиталю, и за неправильное воспитание сына.

Начиная с ром. «Трижды Величайший, или Повествование о бывшем из небывшего» (Дружба народов. 1987. № 7-9) Е. использует символические, сказочные образы, с

ны, фантасмагории, опыт классиков мировой философии и лит-ры - Данте, И. В. Гете, Н. Гоголя, Ф. Достоевского и др., а также безымянных сочинителей нар. сказок. В романе дважды изображен конец света: сначала как развернутая парафраза библейского предания о всемирном потопе, а затем как туманное виден

ие гибели человечества в атомном смерче, от которого в ужасе отводит взгляд сам сатана - Трижды Величайший. С. Пискунова писала: «...то, что вышло из-под пера Евдокимова, следовало бы скорее назвать "антимистерией-буфф" (и в этом кардинальное отличие "Трижды Величайшего..." от "Мастера и Маргариты")

» (Пискунова С. Парадокс о человеке//Лит. обозрение. 1987. № 12).

В этом романе Е. пишет также об ответственности писателя за то, чему он учит в своих книгах читателей. Эта тема продолжается в пов. «Собиратель снов» (Октябрь. 1989. № 7). Один из се героев видит причины всех бед не в себе, а в гос

ударстве, полагая, что «свобода говорить все ведет прямо к свободе делать все». Для более глубокого понимания авт. замысла уместно сопоставить настрой персонажей этой и др. пов. «Воспоминания о прекрасной Унгарии» (Дружба народов. 1983. № 6). И в 1982, и в 1987 происходят встречи бывших одноклассник

ов. В 1982 на встречу «приходят» и погибшие на фронте ребята. В 1987 им уже не хочется здесь быть, так как в кругу «живых» появился дух предательства того, за что отдавали на фронте жизни.

Герой рассказа «К сестре на день рождения» (1991, опубл. в 1993), ветеран войны, оскорбленный и выгнанный из

очереди, теряет сознание в поезде. К нему приходит видение из фронтовой жизни: старший лейтенант СМЕРШа расстреливает его, так как он убеждал солдат в том, что они напрасно воюют -будущие поколения нс оценят их подвига. Руками смершевца герой творит суд над самим собой, ибо считает, что, оставшись



Поделиться: