Герой Советского Союза (22.10.41). Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.
Родился в семье крестьянина. Русский. Окончил среднюю школу.
В РККА с 1936 г. В 1938 г. окончил 7-ю Сталинградскую военную авиашколу лётчиков. Служил в 29-м истребительном авиаполку ВВС Дальневосточного фронта. Полк имел на вооружении 60 истребителей И-153 и И-16.
Член ВКП(б) с 1939 г.
15.06.41 г. 29-й иап начал перебазирование на запад.
3.07.41 г. его эшелоны прибыли в Свердловск. Здесь был получен приказ собрать машины и дальше следовать по воздуху.
6.07.41 г. полк в составе 31-й сад вылетел на прифронтовые аэродромы Северо-Западного фронта.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июля 1941 г. Был летчиком 29-го истребительного авиаполка 31-й смешанной авиадивизии.
В начале июля 1941 г. 29-й иап получил свою первую боевую задачу - обеспечить прикрытие с воздуха сосредоточения войск 29-й армии в районе Вышний Волочек - Бологое - Андриаполь - Селижарово.
Уже 13.07.41 г. полк совершил на прикрытие ст. Бологое сто пятьдесят самолето-вылетов.
16.07.41 г. сразу после Указа Президиума ВС СССР о создании в Красной Армии института военных комиссаров лейтенант Дудин был назначен военным комиссаром эскадрильи.
18.07.41 г. был открыт боевой счет полка. Младший лейтенант Юхимович на И-153 сбил бомбардировщик Ju.88.
С 21.07.41 г. 29-й иап действовал на Западном фронте.
К этому времени полк перешел на боевые действия в составе пары. Первые же боевые вылеты показали явное преимущество нового тактического построения. Так, младшие лейтенанты Попов и Муравицкий, возвращаясь после сопровождения бомбардировщиков, встретились с шестеркой «мессеров». «Чайки» первыми бросились в атаку и сбили ведущего группы. Ошеломленные внезапным ударом, фашисты поспешили убраться восвояси.
Комиссар Дудин сам делал по четыре-пять вылетов в день, но еще успевал вечером поговорить с летчиками, узнать, кто и как провел бой, как прошли полеты во всех звеньях. Эскадрилья набиралась опыта, боевого мастерства. С каждым днем летали увереннее.
28.07.41 г. младший политрук Дудин совершил таран.
В этот день он вылетел на самолёте И-153, в паре с командиром эскадрильи капитаном Тормозовым на прикрытие переправы через реку Ловать в районе деревни Севастьяново Витебской области. В райне цели их атаковала четвёрка вражеских истребителей Bf.109. В завязавшемся бою Дудин подбил один «мессершмитт». Немцы в свою очередь подбили «чайку» Тормозова. Он спикировал, чтобы сбить пламя. «Мессершмитты» набросились на Дудина. В это время Тормозов, развернувшись, снова вступил в бой и сбил Bf.109. Другого уничтожил Дудин в лобовой атаке таранным ударом. Приземлился на парашюте в расположении наших войск. Капитан Тормозов также благополучно вернулся на свой аэродром.
Рассказывает писатель Долгов: «Взлетели рано утром... Ведущим звена шел Тормозов, прикрывал его комиссар эскадрильи Дудин...
Тормозов и Дудин барражировали над дорогой, над селом, над переправой. Внимательно следили за воздухом. И все-таки «мессеры» свалились на них из пушистого облачка неожиданно. Немцы были настроены решительно и с ходу бросились в бой. Дудин увидел, что самолет Тормозова атакуют сразу два «мессера».
Кажется, он ни о чем не успел подумать тогда. Руки сделали за него все необходимое. Мгновенно развернулся, выжал до отказа сектор газа и, оказавшись на удобной позиции, нажал на гашетку. «Мессер» вздрогнул, на мгновение замер в воздухе и, тяжело задымив, стал падать.
Убедившись, что Дудин его надежно прикрывает, Тормозов сделал разворот и пошел в лобовую атаку на второй самолет. В это время Николай увидел, как из облака вывалился третий «мессер»... Под плоскостью краснозвездной машины плеснуло пламя. Тормозов завалил ее на крыло, уходя в крутой вираж. Загорелся у него левый подвесной бак, это Николай видел ясно. Он понимал: сейчас командир постарается сбить пламя, а на это нужно время. Решив добить его ведущего, фашисты устремились вдогонку за раненой машиной.
Дудин снова развернулся и дал очередь, однако расстояние было слишком велико, пули прошли мимо. Теперь фашисты ринулись в атаку на него. Наверное, сочли, что подбитый самолет и так упадет.
Николай бросил машину вниз, набирая скорость, ушел вправо и атаковал сам. Снова неудачно... Но теперь уже все три оставшихся «мессершмитта» переключились на него. Огненная карусель закружилась в воздухе...
Краем глаза он успел увидеть, что Тормозову удалось-таки сбросить подвесной бак и резким скольжением сбить пламя...
Оглянувшись, он увидел, что его берут в «клещи». Два «мессера» зашли в лоб, еще один пристраивается в хвост...
Вдруг - неожиданные пулеметные очереди. Комиссар подумал, что это третий «мессершмитт» расстреливает его с длинной дистанции. Но этот третий уже несся к земле, разматывая черный клубок дыма. Дудин даже не успел удивиться тому, что командир спас его на подбитой машине... Теряя скорость, Тормозов вернулся к месту боя. Увидел, как в хвост Николаю заходит фашист, и снайперской очередью сбил вражеский самолет.
Теперь дрались двое на двое. Но машина Тормозова была подбита. И фашисты видели это. Навалившись на Дудина, они решили разделаться со вторым самолетом потом, без помех. «Мессершмитты» начали атаку. Николай вывел свою машину наперерез...
Атака на встречных курсах требует от летчиков железной выдержки, точного расчета.
Противники мчались навстречу друг другу. Фашистский летчик не выдержал первым. Открыл огонь. Пулеметные трассы прошли мимо. Дистанция неумолимо сокращалась. «Пора», - решил Николай и нажал на гашетку. Пулеметы молчали... Он подумал: «Отверну сейчас - «мессеры» без труда расстреляют обоих. Если не отверну, Тормозов сумеет дойти до аэродрома».
Они сошлись, и «мессер» попытался уйти в сторону и вверх. За какую-то долю секунды до этого маневра Николай разгадал его… Успел рвануть ручку управления на себя и в точке, которую наметил заранее, ударил винтом своего истребителя по плоскости «мессершмитта»...
Николай очнулся и почувствовал, что падает. Просто падает на землю, сам по себе, без самолета, без парашюта. Посмотрел вверх и понял, в чем дело. Парашют раскрылся только наполовину. Часть строп захлестнула сапог, и вытяжка остановилась. Николай неуклюже пошевелил ногой, потом сжался, подтягивая ее к себе, и рывком освободил. Парашют раскрылся.
Видимо, ударом его выбросило из кабины, но в последнее мгновение перед тем, как потерять сознание, он инстинктивно дернул кольцо. Хорошо, что забытье было недолгим. Высота, на которой они дрались, не так уж велика. А земля приближалась стремительно...
Его встретили пехотинцы. Помогли освободиться от парашюта, проводили на командный пункт. Пока командир стрелкового батальона связывался с начальством, Николай сидел в землянке и пил чай. Заходили командиры - поздороваться, поговорить с летчиком, только что таранившим фашиста. Они наблюдали за боем и все видели. А он сидел, глотал крепкий чай и только улыбался в ответ на поздравления и расспросы».
К 4.09.41 г. в полку осталось только 20 самолетов из 60, а к началу октября 1941 г. уцелело лишь семь - три И-153 и четыре И-16, которые свели в одну группу.
С 7.10.41 г. за одну неделю полку пришлось оставить четыре аэродрома. Нередко перебазирование проходило под обстрелом фашистских орудий.
10.10.41 г., например, приказ о перебазировании был получен в то время, когда враг уже находился в нескольких километрах от аэродрома.
22.10.41 г. младшему политруку Дудину Николаю Максимовичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 548.
7.11.41 г. за безупречное выполнение личным составом воинского долга, за мужество и доблесть в боях 29-й истребительный Краснознаменный авиаполк Указом Президиумом ВС СССР был награжден орденом Ленина.
10.11.41 г. полк выведен в тыл для перевооружения и пополнения.
Приказом наркома обороны СССР № 347 от 6.12.41 г. за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм в оборонительных сражениях под Москвой 29-й истребительный ордена Ленина Краснознаменный авиаполк был преобразован в 1-й гвардейский.
В Указе говорилось: «В многочисленных воздушных боях за нашу Советскую Родину против фашистских захватчиков особенно отличился 29-й Краснознаменный и ордена Ленина авиационный полк.
29-й Краснознаменный и ордена Ленина истребительный авиационный полк за два с половиной месяца боевых действий сбил в воздушных боях 67 самолетов противника, рассеял и уничтожил 12 мотомехколонн, 4 колонны артиллерии, 2 колонны кавалерии и несколько складов и цистерн с горючим.
За проявленную отвагу в воздушных боях с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество и героизм личного состава Ставкой Верховного Главнокомандования 29-й Краснознаменный и ордена Ленина истребительный авиационный полк преобразован в 1-й Краснознаменный и ордена Ленина гвардейский истребительный авиационный полк.
Указанному полку вручается гвардейское знамя.
Гвардейскому авиационному полку дополнительно придается одна эскадрилья самолетов».
К моменту присвоения гвардейского звания полк находился в запасном полку на Урале, где переучивался на «Харрикейны».
В конце января 1942 г. 1-й гиап перебазировался на один из подмосковных аэродромов, где летчики полка продолжали совершенствование техники пилотирования новых самолетов.
С февраля 1942 г. и до конца войны Дудин служил инструктором в авиационных училищах.
После войны был начальником лётной части Астраханского и Краснодарского аэроклубов, а затем начальником Орловского аэроклуба.
С 1956 г. подполковник Дудин - в запасе. Жил в Краснодаре.