Сделал себе имя пейзажами, где традиционный романтический подход к природе (основанный на «сочинении» пейзажа в студии) преображался в визионерскую прозрачность границ между натурной реальностью и неким сном наяву.
ДУБОВСКОЙ, НИКОЛАЙ НИКАНОРОВИЧ (1859–1918), русский художник, мастер живописного пейзажа, переходного от романтизма к символизму.
Родился в Новочеркасске 5 (17) декабря 1859 в семье казака-старшины Области Войска Донского. Первоначально учился в военной гимназии, затем в петербургской Академии худ
ожеств (1877–1881) у М.К.Клодта. Не раз путешествовал по Западной Европе и Ближнему Востоку. Был членом «Товарищества передвижников» (с 1886), с 1899 входил в состав его правления. Жил преимущественно в Петербурге.
Сделал себе имя пейзажами, где традиционный романтический подход к природе (основ
анный на «сочинении» пейзажа в студии) преображался в визионерскую прозрачность границ между натурной реальностью и неким сном наяву. В этом отношении его картины близки произведениям А.И.Куинджи, хотя последний был гораздо более решителен в своих реформах эстетического зрения. Именно эта – символис
тская по сути – ирреальность обеспечивала новаторство искусства Дубовского, в целом достаточно традиционного и далекого от каких-то модных, в том числе импрессионистических, эффектов. Среди его типических работ – Зима (1884, Третьяковская галерея), Притихло (1890, Русский музей; повторение – в Треть
яковской галерее), На Волге (1892, Третьяковская галерея), Ноябрьский вечер (1900, там же), Санный путь (1900, там же). Часто обращался к зимним мотивам, любил покойные, «штилевые» состояния природы, порой придавая им национально-романтический оттенок (Родина, около 1903–1905, Музей изобразительных