Сын известного богослова, преподавателя Петербургской духовной академии Г.С.Дебольского. Учился сначала в Горном институте, а затем на естественном факультете Петербургского университета. В 1865 получил степень кандидата естественных наук
Родился в Петербурге 16 ноября 1842. Сын известного богослова, преподавателя Петербургской духовной академии Г.С.Дебольского. Учился сначала в Горном институте, а затем на естественном факультете Петербургского университета. В 1865 получил степень кандидата естественных наук. Преподавал на Высших пе
дагогических курсах; в 1882—1887 — в Петербургской духовной академии (курсы логики, метафизики, психологии). В эти годы Дебольский публикует ряд работ, посвященных истории и современности европейской философии: Очерк истории новой английской философии; Немецкая философия за последние пятьдесят лет;
Психология Герберта Спенсера и др. Столь же часто он обращался к психологической и педагогической проблематике, нашедшей отражение в таких трудах, как Знание и характер, Основы психологии, Философские основы нравственного воспитания и др. Собственную философскую позицию он определял как «феноменальн
ый формализм». Первоначально склонный к эмпиризму, Дебольский в дальнейшем обращается к диалектике Гегеля (итогом стали перевод Науки логики и статья Логика Гегеля в ее историческом основании) (1912), не принимая, однако, гегелевского панлогизма и устанавливая принципиальную границу между Абсолютным
духом и человеческим разумом. Последний не только не тождествен Абсолюту, но и оказывается в состоянии познать лишь его «формальное выражение» в феноменальном мире (отсюда и название собственной философии — «феноменальный формализм»). Философия познает действительность в ее «разумной формальности».
Дебольский стремился приложить подобный подход и к историко-философскому процессу, выделяя в нем соответствующие «формальные» вехи: критический формализм Канта, субъективный формализм Фихте, абсолютный формализм Гегеля. Важнейшим и необходимым условием развития философского знания поздний Дебольски