Благодаря семейным связям (через свою жену – М.А.Бенуа, дочь академика-акварелиста Альберта Бенуа) Черепнин вошел в кружок, группировавшийся вокруг А.Н.Бенуа и С.П.Дягилева, – будущий «Мир искусства», став в нем «экспертом» по музыкальной части.
ЧЕРЕПНИН, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1873–1945), русский композитор и дирижер. Родился в Петербурге 3 (15) мая 1873 в старинной дворянской семье. Окончил в 1895 юридический факультет Петербургского университета, в 1898 Петербургскую консерваторию по классам композиции Н.А.Римского-Корсакова и фортепиано К.
К.Фан-Арка (1839 или 1842–1902). С 1899 заведовал оркестровым классом Придворной певческой капеллы. В 1905–1918 преподавал в Петербургской консерватории, где основал первый в России класс дирижирования (среди его учеников – С.С.Прокофьев). В те же годы стал членом Беляевского кружка и постоянным дир
ижером основанных М.П.Беляевым (1836–1903/1904) «Русских симфонических концертов» (РСК). Дирижерская карьера Черепнина складывалась весьма успешно: кроме РСК, он выступал в концертах Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), в концертных циклах А.И.Зилоти (1863–1945) и С.Н.Василенко (187
2–1956) («Исторические концерты в Москве») и др.; в 1906–1909 был дирижером в Мариинском театре.
Благодаря семейным связям (через свою жену – М.А.Бенуа, дочь академика-акварелиста Альберта Бенуа) Черепнин вошел в кружок, группировавшийся вокруг А.Н.Бенуа и С.П.Дягилева, – будущий «Мир искусства»,
став в нем «экспертом» по музыкальной части. В 1903–1907 работал с Бенуа и М.М.Фокиным над постановкой балета на собственную музыку Павильон Армиды (Мариинский театр, 1907). В 1909–1914 был ведущим дирижером дягилевских «Русских сезонов» в Париже, в частности под его управлением прошел первый, триум
фальный сезон. Для дягилевской антрепризы написаны два балета Черепнина – Нарцисс и Эхо (1911) и Маска Красной смерти (1915, не был поставлен, впоследствии переработан в симфоническое произведение Судьба). После 1914 дирижировал отдельными спектаклями антрепризы в Европе.
После 1917 был вынужден
покинуть Петербург; в 1918–1921 работал в Тифлисе директором консерватории и дирижером оперного театра. В 1921 эмигрировал во Францию. Концертировал в разных странах в качестве дирижера, в том числе с исполнением собственных произведений; писал и аранжировал балетную музыку для разных антреприз (ср
еди них для труппы Анны Павловой). Был одним из основателей и педагогов Русской консерватории в Париже (в 1925–1929 и 1938–1945 – директор). С 1937 возглавлял попечительский совет издательства «М.П.Беляев в Лейпциге» и в этом качестве способствовал распространению за рубежом русской классической муз
ыки и изданию новых произведений композиторов-эмигрантов. Умер Черепнин под Парижем 26 июня 1945.
По своему «музыкальному происхождению» Черепнин принадлежит к поздней формации петербургской школы (один из самых любимых учеников Римского-Корсакова; близкий друг А.К.Лядова); в его творчестве рано
проявилось импрессионистское начало, выраженное ярко и оригинально, – в таких, например, сочинениях, как балеты Павильон Армиды и Нарцисс и Эхо, имевших очень большой успех в Париже, как симфонические поэмы по мотивам русских сказок – Зачарованное царство (1912) и шесть музыкальных иллюстраций к Ск
азке о рыбаке и рыбке (1909), романсы на стихи К.Д.Бальмонта и некоторые фортепианные циклы, в особенности музыка к Азбуке в картинках Бенуа и др. Черепнин дореволюционного периода – наиболее «чистый» представитель импрессионизма на русской почве. Кроме того, он – один из самых виртуозных мастеров о
ркестрового письма, что сказалось как в его собственных партитурах, так и в инструментовках произведений разных композиторов, сделанных им для балетных спектаклей, а также в его редакции неоконченной оперы Мусоргского Сорочинская ярмарка (Монте-Карло, 1922).
В позднем творчестве Черепнина выделя
ются две оперы на русские сюжеты: Сват по А.Н.Островскому (1929) и Ванька-ключник по Ф.К.Сологубу (1932) – тонкие и остроумные стилизации народного «лубочного», «балаганного» театра. Черепнин зарекомендовал себя как автор духовной музыки, индивидуально, в «петербургском стиле» преломляющий новые тен
денции в этой области (особенно выделяются Вторая литургия, 1907 и «Утреня» из Всенощного бдения, 1918). За рубежом эта линия была продолжена рядом обработок древних распевов для мужского хора без сопровождения (для парижского Сергиевского подворья) и духовной ораторией Хождение Богородицы по мукам