Екатеринбургский камерный оркестр «B-A-C-H» уже 20 лет радует публику эксклюзивными программами – оригинальными переложениями произведений, джазовыми композициями и даже «Волшебством QUEEN». С 2002 г. главное вдохновение и дирижер оркестра – Николай Усенко.
Николай рассказал «ТелеШоу», где он это вдохновение черпает, какую музыку любит и какую роль она играет в его жизни.
Николай, оркестр «B-A-C-H» известен своими оригинальными и необычными программами. Где вы черпаете вдохновение?
– Сейчас уже нельзя сказать, что это какие-то особенно неожиданные идеи. Это скорее реакция на потребность публики, нашей аудитории. И мы этим изменениям тоже отчасти способствуем. Потому вся оригинальность программы – отражение оригинальности потребности аудитории.
То есть можно сказать, что ваш оркестр, шагая в ногу со временем, постоянно развивает свою публику?
– Безусловно, это наша задача. Мы, по сути, сами создаем слушателя. И совсем не все равно, какой это будет слушатель, и совсем не все равно, с каким внутренним наполнением он к нам приходит. И здесь всегда происходит процесс взаимного обогащения, который нам очень важен. И нам необходимо, чтобы слушатель в зале был умным, чутким, тонким.
Оркестр «B-A-C-H» с программой «Волшебство QUEEN» – это единственный коллектив в мире, который обладает официальным правом на исполнение музыки Queen. Интересно, почему именно Queen?
– Это мои личные музыкальные предпочтения. У меня был в жизни период увлеченности их творчеством. Ведь музыка, которую «квины» играли, несмотря на рок-н-ролльные традиции и достаточно пеструю стилистику, воплощалась ими по законам, очень близким к академическим. Поэтому, работая с такой музыкой, даже придумывать ничего не надо – нужно просто послушать и услышать. Все, что необходимо, в ней уже есть.
Раз уж мы заговорили о рок-музыке, расскажите о сотрудничестве с группой «Смысловые галлюцинации». Как родилась идея совместного концерта?
– Мы долгое время репетировали бок о бок. Так что идея сотрудничества где-то витала. Но предложение о совместном проекте поступило от них – интересное, кстати, предложение. Они талантливые ребята, с каким-то индивидуальным ощущением окружающего мира. Речь идет не только о музыке. Ценность творческой деятельности в том, что человек открывает собственное понимание мира, пропуская его через себя.
А электронная музыка? Многие классические музыканты не считают это направление серьезным, а вы делаете диджея равноправным участником концерта.
– Вопрос оценок – это очень сложный вопрос. Но если судить по тому, как слушатели воспринимают мой эксперимент, можно сказать, что затея весьма успешная. И вот мы снова возвращаемся к вопросу о потребности слушателя и обмене идеями... Это тот самый обмен, когда мы, что-то предлагая, формируем вкус, горизонт восприятия.
Николай, вы человек разносторонний и помимо музыки увлекаетесь рисованием, собираете радиоприемники. Если бы вы стали не музыкантом, то кем?
– Понятия не имею! Ведь, занимаясь музыкой, можно заниматься чем угодно еще. И вообще, занятия музыкой – это особого рода организация внутреннего склада. Не задумывались ли вы о том, что, рождаясь, музыка (я говорю сейчас о сиюминутном, живом исполнении, когда под пальцами вибрирует струна) живет одно мгновение, а потом исчезает. Какой-то след остается, а источник растворяется. Это некое таинство потом пронизывает любую человеческую деятельность. И это прекрасно.
Вы переехали в Екатеринбург из Таганрога. Скажите, наш город стал для вас родным?
– Родной, да. Я живу здесь уже много лет. И с ним очень много связано. Но этот город – часть нашей страны, часть нашего континента, часть нашей планеты. Мне кажется, что значительно более ценное приобретение другое – что ты сейчас живешь в этом городе и не чувствуешь его какой-то обособленности. А чувствуешь, что это часть чего-то еще. Чего-то большего.
В июле на летней эстраде Литературного квартала пройдут бесплатные концерты оркестра «B-A-C-H». 7 июля коллектив выступит с программой «Оркестру «B-A-C-H» – 20 лет». А 14 июля в его исполнении прозвучат камерные ансамбли.