Наиболее известен, как основатель и почетный председатель медиа-лаборатории Массачусетского Технологического Института (Massachusetts Institute of Technology's Media); также является основателем ассоциации 'Один ноутбук на ребенка' (One Laptop per Child Association).
Родился Николас в семье Димитрия Джона Негропонте, греческого магната; вырос мальчик в верхнем Ист-Сайде, Нью-Йорк (New York City, Upper East Side). Старший брат Негропонте, Джон (John Negroponte), некоторое время занимал пост заместителя государственного секретаря США.
Николас успел поучиться в школах в Нью-Йорке, Швейцарии и Уоллингфорде, штат Коннектикут (Wallingford, Connecticut); в 1961-м он распрощался со школой и отправился получать высшее образование в Массачусетский Технологический Институт. В 1966-м Николас получил степень магистра архитектуры. Практически сразу же он вошел в преподавательский состав института; работу здесь он совмещал с профессурами в Йеле, штат Мичиган (Yale, Michigan) и Калифорнийском Университете, что в Беркли (University of California, Berkeley).
В 1967-м
Негропонте основал в институте группу 'Architecture Machine Group' – своеобразную комбинацию исследовательского центра и лаборатории; занималась группа изучением вопросов взаимодействия человека и компьютера. В 1985-м Николас создал легендарную медиа-лабораторию института; компанию ему в этом начинании составит Джером Вайснер (Jerome B. Wiesner). Лаборатория продолжила исследования 'AMG' – вновь под руководством Негропонте анализировались различные интерфейсы взаимодействия и новые виды медиа. Николас также стал одним из авторов идеи интеллектуальных агентов и персонализированных электронных газет.
В 1992-м Негропонте стал первым инвестором журнала 'Wired Magazine'; c 1993-го по 1998-й он вел в журнале ежемесячную колонку, в которой активно проповедовал информатизацию различных сфер жиз
и. Главным лозунгом большинства его статей выступит фраза 'Двигайте биты, а не атомы'.
Изложенные в статьях идеи позже легли в основу бестселлера 'Being Digital'; в этой книге Николас сделал целый ряд прогнозов о развитии мира информационных технологий и мира развлечений – и об их неминуемом слиянии. 'Being Digital' была опубликована в 1995-м; впоследствии её перевели на двадцать различных языков. Вообще, всю свою жизнь Николас был классическим примером технократа-оптимиста – он был искренне уверен, что новые технологии вообще и компьютеры в частности просто обязаны улучшить жизнь человеческую. Достаточно активно Негропонте проповедовал и беспроводные технологии.
Находились, разумеется, у его теорий и критики – тот же Касс Санштейн (Cass Sunstein) неоднократно рассуждал о том, к чему п
риводили подобные рассуждения ранее.
В 2000-м Негропонте оставил пост директора медиа-лаборатории MIT; новым исполнительным директором стал Уолтер Бендер (Walter Bender). Негропонте на некоторое время оставил за собой должность председателя – лишь в 2006-м он решил полностью сконцентрироваться на других своих проектах и передал бразды правления в руки Фрэнку Моссу (Frank Moss).
В ноябре 2005-го на Всемирном Съезде Информационного Общества (World Summit on the Information Society) Негропонте предложил идею ноутбука стоимостью в 100 долларов; предполагалось, что подобные машины можно будет использовать для обучения школьников в развивающихся странах. В дальнейшем – из-за падения курса доллара – стоимость ноутбука увеличилась до 180$; на проект в целом, однако, это практически не повлияло