Вдовиченко Никита — запорожский кошевой атаман. По сведениям, собранным о нём в Запорожье послом царя Алексея Михайловича — подьячим С. Щеголевым, привезшим (1672) в Сечь государеву грамоту, пушки и боевые припасы, — личность В. представляется типичным авантюристом, сумевшим увлечь запорожцев в поход на Перекоп, не дожидаясь помощи из Москвы.
Успех пропаганды В. объясняется его ловкой игрой на смутных идеях запорожского мессианизма, бродивших среди запорожского казачества. Казацкая старшина и кошевой атаман Л. Андреев так обрисовали портрет В.: «Пришел Вдовиченко на Запорожье в нищем образе, сказался харьковским жителем, свят муж и проро
к, дана ему от Бога власть будущее знать; тому год седьмой, как велел ему Бог, дождавшись этого времени, с войском Запорожским разорить Крым, а в Царьграде взять золотые ворота и поставить их в Киеве на прежнем месте. Князь Ромодановский до этого доброго дела не допускал и мучил, только эти муки не
берут его; писано, что сын вдовицы все земли усмирит. Теперь послал его Бог к войску Запорожскому и в городах всякому человеку до сущего младенца велел сказывать, что он такой знающий человек, чтоб шли с ним разорять Крым; как придет на Крым, пять городов возьмет и будет в них зимовать; бусурманы ст
релять не будут, потому что он невидимо будет под города приходить, стены будут распадаться сами, ворота также отворятся сами, и от того прославится он, Вдовиченко, по всей земле. А наперед ему надо Перекоп взять и войско Запорожское пожитками наполнить. Услыхав такие слова, многие люди покинули сво
и дома, хлеб в полях, и пришли за Вдовиченком на Запорожье, собралась большая толпа и войску Запорожскому гoворила, чтобы идти с Вдовиченком под Перекоп. Кошевой, Евсевий Шашол, отказывал, чтобы дождались пушек от Великого Государя, но городовые люди хотели убить Шашола, кричали, что они шли не на и
х войсковую, но на Вдовиченкову славу, и кошевое войско на эти слова их все склонилось, собрало раду, Шашола отставило, а выбрало Вдовиченка атаманом кошевым и гетманом полевым. Когда же собрались в поход, то стали спрашивать у Вдовиченка, сколько надо брать пушек. На это Вдовиченко отвечал, что пуш
ек брать не надо, потому что и без них будет хорошо, что он слышал о посылке к царю за пушками, но находит, что это лишнее, потому что те пушки запорожцам не принесут проку, и, если им понадобятся пушки, то казаки могут покорить ближайший и самый богатый бусурманский город и взять в нем пушки. Тольк
о некоторые знающие люди не во всем поверили Вдовиченку и взяли две пушки. Всего пошло под Перекоп тысяч шесть конных да тысячи три пеших. Вдовиченко шел до самого Перекопа без отдыха, отчего у многих лошади попадали, и, пришедши к Перекопскому валу, под город не пошел и промысла никакого не чинил.
Войско, по своему обычаю, засыпало ров и половина обоза перебралась за Перекоп, но перекопские жители начали из пушек и из ружей стрелять и наших людей бить и топить. Вдовиченко стал от стрельбы прятаться, и войско, видя, что он не такой человек, как про себя сказывал, от Перекопа отступило; дорогою
булаву и бунчук у него отняло и хотело убить его, но он скрылся». Спустя короткое время он появился в Барышевке и снова стал вести прежние речи про свои чудеса, однако его схватили и отправили к гетману Самойловичу, а от гетмана к кн. Г. Ромодановскому, после чего он вскоре «сгинул от своих же сове
тников». И. Самойлович в своём донесении (27 окт. 1672) из Батурина в Малороссийский приказ сообщает по-другому с большими подробностями историю В. и его похода. Самойлович, «припадая ниц до лица земли пред пресветлым Царского Пресветлого Величества престола ногами», между прочим «смиренно по должно
сти своей» объявлял «ведомость, что запорожцы пошли было в Крым с новонаставленным там гетманом, прозываемым Вдовиченком, и что, будучи под Перекопом, не только языка неприятельского и добычи никакой не взяли, но сами едва от татар отбилися, понеже орда зело на них чрез весь день налегала, за что он
и, запорожцы, того своего гетмана, отбився от орды, до смерти убили. Понеже тот помянутый Вдовиченко назвался было между ними там за порогами некаким вестителем, обнадеживая их, что нарочно исправят путь; когда ж не так сталось, так они его убили до смерти». Самойлович в своём донесении базировался
на письме к нему миргород. полковника Г. Гладкого, который сообщал, что «лживый пророк Вдовиченко, который был в мале явился, от своих же советников вскоре изгиб». Далее Гладкий писал, что источником его сведений является Сорочинской сотни казак, «который был в том войске, все действо подробно расск
азал пред судьею моим полковым». Показания этого казака излагаются в допросе полкового миргородского судьи А. Иванова в следующих словах: «Казак Сорочинской сотни Бабенко сказывал про войско, как из Сечи на поле ходили со Вдовиченком, что в пятницу из Сечи войско выходило в поле и в Каменном перевоз
ились, а с Каменного пошедши, ночевали в Рогачине, а из Рогачина пошли, в Белозубке кормили, а оттуда впервые на Ерце ночевали, а в другие на Ерце и воду брали в бочки и, пришел против Городков на Перекопской шлях, стали и кормили на Ерсной долине и ночью под Перекоп ударили и ров засыпали и половин
у табора переправили, а по сей стороне рва половина осталась потому, что орда тотчас нашла и в пятницу весь день потребу имела, а в вечере войско к Днепру на каланчи рушило и тамо орда, набежав, в субботу весь день имели потребу, и орда возвратилась к Перекопу и войско к Днепру и к Качкару и, пришед