Династия Михалковых–Кончаловских , без преувеличения, занимает одно из ведущих мест в истории отечественной культуры, и буквально всех ее представителей можно назвать яркими и неординарными, но вместе с тем и противоречивыми личностями. Никита Михалков, которого, несмотря на семидесятилетний возраст, очень редко называют 'Никитой Сергеевичем', дебютировал на экране в образах школьников периода оттепели, а дальнейшая череда его героев в определенной степени соответствовала эволюции общественных настроений. В настоящее время Михалков не скрывает своей пропрезидентской и проправительстенной направленности, и часто становится объектом критических и даже язвительных заявлений, в том числе и от товарищей по цеху. Однако мэтр российского кинематографа уверяет, что не отрекается ни от одного слова, сказанного им за всю его творческую жизнь, и готов отстаивать свои взгляды и гражданскую позицию перед кем угодно.
В биографии Никиты Михалкова, в первую очередь, примечательна семья. Его отец, Сергей Владимирович, известный советский поэт, сценарист, писатель, был потомком дворянского рода Михалковых (фамилия произносилась с ударением на втором слоге), а мать, внучка знаменитого живописца Сурикова Наталья Кончаловская, занималась литературной деятельностью и переводами. Никита появился на свет в послевоенный 1945 год (21 октября) и на формирование его характера и взглядов сильное влияние оказывал старший брат Андрей, ныне известный режиссер Андрон Кончаловский. Несмотря на литературно-артистическую направленность семьи, Никита начал учебу в специализированной математической школе № 20, однако освоиться в мире математических формул так и не сумел. Продолжив обучение в обычной школе, Никита занялся музыкой, однако, по примеру старшего брата, который ушел из консерватории и поступил во ВГИК, больше интересовался театром и кино, стал посещать театральную студию.
В 1959 году Никита сыграл эпизодическую роль школьника в фильме 'Солнце светит всем', за этим последовали небольшие роли в 'Тучах над Борском' (1960, Петя) и 'Каникулах Кроша' (1963, Вадим). Первым триумфом кинокарьеры Никиты Михалкова в 1963 году стала главная роль молодо
го метростроителя Коли. Фильм 'Я шагаю по Москве' вошел в золотой фонд советского кинематографа, был отмечен на кинофестивалях в Каннах, Риме, Ленинграде, Милане, а обаятельный молодой герой Михалкова и исполненная им песня вызвали восторг зрителей. Разумеется, сомнений в выборе профессии больше не было, и Никита стал студентом Щукинского училища. Студентам 'Щуки' участие в киносъемках строго запрещалось, но Никита не собирался следовать этому запрету. В результате отчисленный четверокурсник Михалков стал второкурсником режиссерского факультета ВГИК и появился на экране в прекрасном лирическом фильме 'Не самый удачный день'.
После окончания ВГИКа Михалков был призван в армию и проходил флотскую службу на Камчатке. Его возвращение к гражданской жизни было отмечено созданием фильма 'Свой среди чужих, чужой среди своих', который в настоящее время считается киноклассикой. На съемках Михалков познакомился с Татьяной Шигаевой, манекенщицей, которая до настоящего времени является его женой и матерью троих его детей (студенческий брак с Анастасией Вертинской, которая в 1966 году родила Никите сына Степана, к этому времени распался). Следующее десятилетие сделало из Никиты Михалкова одного из самых видных деятелей советского к
нематографа. Фильмы, где он принимал участие как режиссер, актер, сценарист (а иногда и все вместе) выходили ежегодно, и не только получали призы на кинофестивалях, но и становились лидерами кассовых сборов. Зрители по многу раз ходили на 'Рабу любви' (1975), 'Неоконченную пьесу для механического пианино' (1977), 'Сибириаду' (1978), сыпали цитатами из 'Родни' (1981) ,'Собаки Баскервилей' (1981), 'Вокзала для двоих' (1982). Немало разгромных рецензий, но и невероятный успех у зрителей и категорию 'Лучший фильм года' получил 'Жестокий романс', где Михалков предстал в образе вальяжного и циничного красавца Паратова. Неоднозначную оценку получил снятый в 1987 по мотивам рассказов Чехова фильм 'Очи черные', главную роль в котором сыграл Марчелло Мастрояни. Итальянский актер выиграл приз Каннского фестиваля и был номинирован на 'Оскара', сам фильм номинировался на 'Золотой глобус', но отечественные зрители и критики приняли эту работу прохладно. К этому времени Михалков создал собственный продюсерский центр, первой работой которого стала 'Урга-территория любви' (1991). Эта лента, пожалуй, имела больший успех за рубежом, чем в России. Зато 'Утомленные солнцем' (1994), где Никита Михалков выступал в роли продюсера, сценариста, р
жиссера и исполнителя главной роли, можно без преувеличения назвать вершиной его творческой биографии. Воссоздание исторической обстановки, блестящий актерский ансамбль, включая и младшую дочь Михалкова, великолепная работа всей съемочной группы принесли фильму 'Оскара', Гран-при в Каннах, Государственную премию и невероятный зрительский успех.
К сожалению, следующая крупная работа режиссера 'Сибирский цирюльник' (1998) не оправдала возложенных на нее ожиданий. Провалом стало и продолжение 'Утомленных солнцем', снятое в 2010-2011 гг. Среди последних успешных работ Михалкова – остросюжетная кинодрама '12' (2007) и экранизация произведений Бунина 'Солнечный удар' (2014).
Говоря о знаменитом кинорежиссере, нельзя не упомянуть о его общественной и политической деятельности, порой вызывающей неоднозначную реакцию. Сюда можно отнести конфликт с Марленом Хуциевым в 2008 году, письмо на имя президента России с просьбой его избрания на третий срок (2007), письмо относительно сборов за авторский контент и другие инциденты, в том числе и скандальные. Однако независимо от отношения к конкретным поступкам и мнениям Никиты Михалкова, нельзя отрицать его огромный талант и ту роль, которую он играет в развитии российской культуры.