Гаити. Именно ему приписывают создание стиля Compas Direk или Konpa (конпа), прижившегося в гаитянской музыке. Действительно, автором и создателем данного направления в музыке был именно он, однако, создавал его Немур не один – ему помогал не менее легендарный гаитянский музыкант Уэберт Сикот (Webert Sicot).
Легендарный джазовый саксофонист Немур Жан Батист родился в 1918 году на Гаити. Именно ему приписывают создание стиля Compas Direk или Konpa (конпа), прижившегося в гаитянской музыке. Действительно, автором и создателем данного направления в музыке был именно он, однако, создавал его Немур не один – ему помогал не менее легендарный гаитянский музыкант Уэберт Сикот (Webert Sicot).
История создания уходит в далекие сороковые годы – именно тогда на Гаити повсеместно начали создаваться фольклорные и джазовые коллективы, играющие все стили, от румбы до сальсы. Так, молодые друзья-музыканты Немур и Сикот начали искать свое музыкальное направление, нащупывая свой стиль. В состав первой группы в стиле Compas Direk вошли видные музыканты, такие, как Монфор Жан-Батист (Monfort Jean-Baptiste), Анилус Кадет (Anilus Cadet), Мозард Дерозео (Mozard Duroseau), Колбер Круцер Дерозео (Colber Krutzer Duroseau) и Ричард Дерозео (Richard Duroseau), присоединившийся к бэнду несколько позже.
Переход от очень глубоко сидевшего в музыкантах влияния гаитянского фольклора, оказался очень непростым. Так, сделав упор на саксофон, музыканты добавили к своему звучанию четкий ритм, получив нечто, напоминающее замедленный темп румбы. Соло игралось на саксофоне, либо аккордеоне, позднее эти инструменты заменялись на пианино или клавишные. Прежде всего, несмотря на полную импровизацию, музыка эта являлась танцевальной и очень прижилась на Гаити. Немур и Сикот плотно конкурировали в то время с другой гаитянской группой – 'Jazz Des Jeunes', также немало привнесших в музыкальную и танцевальную жизнь Гаити.
В 1956 году Немур записал свою первую пластинку. Виниловый диск был записан на студии 'HH3W' (сегодня – 'Radio Metropole') и имел по-настоящему огромное воздействие на общественность и самих музыкантов.
В 58-м Нему
р добавил к бэнду электрогитару, цимбалы, а также колокольчик, и группа получила название 'Ensemble aux Calebasses De Nemours Jean-Baptiste'. В репертуар коллектива входили и известные композиции, переработанные в соответствии с новым стилем, который все шире распространялся по Гаити.
Очень важным в музыкальном отношении стал для Немура 1961 год – музыка в стиле конпа все набирала популярность, и вышла далеко за пределы столицы Гаити, Порт-о-Пренс (Port-Au-Prince). В июле 61-го Немур получил приглашение выступить в Нью-Йорке.
В 1968-м Немур отправился в мировое турне, в программе которого были концерты и в США, и в Европе. С 72-го по 78-й Немур и Сикот много путешествовали, предлагая миру музыку Konpa. Кстати, несмотря на огромную популярность, музыканты так никогда и не извлекли из своей музыки особых материальных прибылей, оставаясь в первую очередь энтузиастами и пионерами стиля. Известно, что оба музыканта окончили свои жизни в бедности. Но это было позднее, а пока, в течение пятидесятых, шестидесятых и семидесятых годов, Немур и Сикот оставались иконами нового музыкального стиля, открывшего всему миру неведомые ранее звуки Гаити. А музыка в стиле конпа завоевала тем временем национальный статус.
Позднее Сикот отошел от бэнда Жана Батиста, при этом, став самыми жесткими конкурентами в музыкальном отношении, они оставались лучшими друзьями. Примечательно, что точной даты, когда Сикот покинул их общий бэнд, нету, как нет и точной информации, какие именно концерты проходили у музыкантов раздельно, а какие – совместно. Несомненным является лишь то, что оба они оказали поистине огромное влияние на формирование стиля конпа.
По мнению BBC Немур Жан Батист является самым влиятельным лидером гаитянской группы, создателем и вдохновителем основного гаитянского музыкального стиля – конпа