Я обожаю, когда музыка находится в центре внимания, когда разбиваются границы жанров, когда царит возбуждение, когда люди спорят", - так начиналась автобиография Нелли Фуртадо, которую она, тогда еще тинейджер, рассылала вместе с собственными демо-кассетами и любительскими фотографиями самым разным лейблам, в надежде что кто-нибудь в конце концов обратит на нее внимание.
Разве могла она предположить, объясняясь в любви к музыкальным страстям, сколько их разгорится вокруг нее самой и какие боевые действия начнутся за право заполучить ее в число клиентов лейбла. В конце концов победителем в этой жаркой борьбе оказались DreamWorks, главным приоритетом для которых всегда был артистизм исполнителя. А Нелли Фуртадо, без сомнения, умела произвести впечатление: вокал, как у соул-дивы, апломб, как у поп-принцессы, и при этом - глубокая увлеченность этнической музыкой.
Нелли Фуртадо родилась 2 декабря 1978 года в канадском городе Виктория, штат Британская Колумбия. Ее родители приехали в Канаду из Португалии. Точнее даже с Азорских островов, расположенных посреди Атлантического океана. Ее отец был каменщиком, а мать работала горничной в мотеле, и каждое лето во время каникул Нелли подрабатывала, помогая ей. Родители всегда поддерживали дочь в ее музыкальных увлечениях, которые проявились очень рано. В четыре года девочка впервые спела на публике - дуэтом с матерью, которая много лет была певчей в церковном хоре. В 9 лет Нелли начала играть на укулеле, а в 12 написала первую песню. Все как положено у будущих звезд. В то время как ее подружки просили подарить им на Рождество кукол и наряды, Нелли мечтала получить от Санта Клауса синтезатор и записывающий магнитофон. В школьные годы она была замечена в джаз-бэнде, в концертном коллективе и марш-группе - и везде играла на тромбоне. К тому же продолжала брать уроки вокала и заниматься танцами. Первой серьезной страстью будущей звезды стали ритм-н-блюз и хип-хоп. Стены ее комнаты были увешаны портретами рэпперов из музыкальных журналов.
Фантастические новые впечатления подарила девушке поездка в Португалию, на родину ее родителей. В одном из местных клубов 16-летняя Нелли впервые участвовала в местной разновидности конкурса MC - просто поднялась на сцену, взяла микрофон и начала напевать какой-то рифмованный текст, сочиняя слова на ходу. "В Португалии есть интересная старая музыкальная традиция - cancoes desafios. Фактически это спонтанное пение, - рассказывает певица. - В таком же фристайлинге и состоит суть хип-хопа".
Долготерпеливые родители, и сами страстные меломаны, запротестовали только однажды - когда 17-летняя Нелли решила отправиться в Торонто. Но переупрямить упрямую девушку было невозможно. В Торонто она нашла работу в компании, которая устанавливала охранную сигнализацию, а параллельно создала свою первую трип-хоп-группу - пока что только дуэт - под названием Nelstar. Дуэт не только музицировал для себя, но и записывался в студии (все песни Фуртадо сочиняла сама) и даже снял видеоклип.
В середине 90-х девушка заболела английским роком (Radiohead, Verve, Oasis) и попробовала писать собственные песни под гитару, которую, кстати говоря, только теперь и начала осваивать. Но на самом деле, она была существом исключительной музыкальной всеядности и увлечься могла буквально всем: от TLC до Smashing Pumpkins, от Cornershop до бразильской национальной музыки, и даже оркестр, исполнявший марши, в котором играли ее португальские родственники, приводил ее в восторг. Чтобы передать свои сумбурные впечатления и дать выговориться всем своим влияниям, нужно было искать что-то новое, создавать собственный звуковой гибрид. Эклектичный саунд был бы адекватным отражением ее языковой свободы (Нелли поет на трех языках - английском, португальском и хинди), ее мультиинструментализма (играет на гитаре, укулеле и тромбоне) и поликультурных влияний среды (среди друзей ее детства были индусы, китайцы, африканцы, латиноамериканцы и так далее).
Новая страница ее жизни открылась в 1997 году, когда 18-летняя Нелли подала заявку на участие в конкурсе вокалисток, который проходил в Торонто. Жюри конкурса ничем юную артистку не поощрило, но огорчаться не имело смысла, потому что именно здесь она познакомилась с менеджером раскрученного канадского проекта Philosopher Kings. Двое участников этой команды, Брайан Уэст (Brian West) и Джеральд Итон (Gerald Eaton), оценив перспективы Фуртадо, занялись ее продюсированием и помогли ей сделать первую профессиональную студийную запись. И хотя демо-версии песен саму Нелли вполне устраивали, у нее уже были другие планы. Больше всего девушке хотелось отправиться в путешествие по Европе с рюкзаком за плечами, а не сидеть в Торонто и корпеть над учебниками, изучая искусство композиции. Нелли и сама не могла толком определить, чего ей хочется на самом деле. И только постоянная настойчивость Уэста и Итона, которые не теряли с ней связи и напоминали о ее настоящем призвании, спасли дело.
Двое музыкантов в конце концов вытащили певицу в студию и заставили потратить две недели на интенсивную студийную работу, во время которой выяснилось, что эта троица умеет идеально находить общий язык. Материал студийных сессий побывал на столах у представителей самых разных лейблов, пока в 1999 году контракт с Фуртадо не подписала компания DreamWorks. Нелли пришла в шоу-бизнес с готовой продюсерской командой (Уэст и Итон), называвшей себя Track & Field. В сентябре 2000 года Фуртадо готова была презентовать свой дебютный альбом "Whoa Nelly!" ("Тпру, Нелли!"). Запись объединила и переплавила самый разнородный опыт молодой артистки, ее увлечение "черной" музыкой, популярными и этническими жанрами. Сыграла свою роль и та музыка, которую любили ее родители и с которой она выросла: AВВА, Лайонел Ричи, Мадонна, Пола Абдул. Отразились увлечения ее ранней юности - хип-хоп и R&B: Kris Kross, De La Soul, Ice-T, New Edition, Bel Biv Devoe, Salt-N-Pepa, Jodeci.
В успехе альбома, как всегда, половину дела сделал удачно выбранный сингл "Like a Вird". Активно раскручиваемая песня и сопроводительный клип превратили Фуртадо в весьма популярную персону. Песня была зафиксирована как минимум в Тор 30 десятка американских чартов, оккупировав место в горячей десятке Billboard Hot 100. Вскоре сингл принялся штурмовать британский чарт, а сам альбом поднялся в английский Тор 10. Лонг-плей "Whoa Nelly!", получивший золотой сертификат в Португалии и еще ряде европейских стран, наделал шума и в Канаде, где финишировал на второй строке чарта. Фуртадо собрала свой урожай наград и на церемонии Juno Awards. А тем временем второй сингл "Turn off the Light", закрепивший успех альбома, ждал еще более громкий коммерческий резонанс. Стоит отметить хотя бы первую строку клубного чарта и шестой номер в Billboard Hot 100.
Среди поклонников молодой певицы оказались Элтон Джон и Мисси Эллиотт, а U2 пригласили ее разогревать публику перед их американскими концертами. После участия артистки в туре "Area: One" Моби, устроитель этого турне, назвал ее "самой прекрасной и талантливой женщиной в мире". Когда в Торонто с официальным визитом приезжал президент Португалии Жоржи Сампайю, певица вышла на сцену с хитом "Like a Вird" и была одной из немногочисленных молодых артисток, которым доверили честь приветствовать главу иностранного государства.
Первый и второй альбом Нелли Фуртадо отделяли три года. За это время артистка успела провести собственный хэдлайнерский тур по Соединенным Штатам, трижды номинироваться на Grammy и стать лауреатом 2001 года в номинации "лучший женский поп-вокал" за трек "Like a Bird".
Нелли уже готовилась стать матерью, когда приступила к записи следующего альбома (за месяц до официальной даты релиза у нее родилась дочь). Предстоящее материнство придало ее новой работе "Folklore" особую мягкость и теплоту. В то же время, утратив наивность и юношескую жизнерадостность, которыми характеризовался ее первый диск, Фуртадо подготовила более мрачную и рефлексивную работу. Среди приглашенных гостей на альбоме отметились Кетано Велосо (Caetano Veloso), Бела Флэк (Bela Fleck), Джастин Мендал-Джонсен (Justin Meldal-Johnsen) и Kronos Quartet. Когда артистка только задумывалась о будущем альбоме, ей хотелось сделать современную фольк-запись. По мере работы она все больше влюблялась в банджо, укулеле, цимбалы - все эти инструменты можно услышать на альбоме. Конечная цель ставилась теперь иная - сосредоточиться на композиции, на мелодиях, а не перепрыгивать из одного жанра в другой по пять раз за песню. Выполнением этой задачи и занялся все тот же продюсерский тандем Брайана Уэста и Джеральда Итона.
Пока что успех "Folklore" поскромнее, чем у его предшественника - 38 строка в чарте Billboard 200 по сравнению с 24-й позицией "Whoa, Nelly!". Начал продвижение в рейтингах и новый сингл "Powerless (Say What You Want)", который стартовал пока только с 30 позиции мейнстрим-чарта. Но лиха беда начало.