Натаниэль Шейлер по меркам своего времени был весьма выдающимся ученым и вклад в развитие науки внес немалый; при этом, однако, Шейлер был подвержен целому ряду серьезнейших заблуждений – так, он активно рассуждал о божественных следах в эволюции и о научном обосновании примата белой расы.
Родился Шейлер в 1841-м; образование он получал в Гарварде, под началом Луи Агассиса (Louis Agassiz). В 1862-м Натаниэль окончил университет; вскоре ему самому удалось стать сотрудником Гарварда – в 1868-м он стал лектором, в 1869-м почти на 20 лет занял пост профессора палеонтологии, а в 1888-м стал профессором геологии (также почти на 20 лет). В 1891-м Натаниэль Шейлер стал деканом гарвардской Школы Лоуренса.
В 1873-м Натаниэль Шейлер стал директором кентуккийского проекта геологической разведки; занимался этим проектом Шейлер до самого его завершения в 1880-м. В 1881-м заботам Натаниэля был поручен аналогичный проект национального масштаба; в качестве участника этого проекта Шейлер отвечал за Атлантический регион. Несколько раз Шейлер занимался вопросами сельского хозяйства в Массачусетсе; в 1895-м он стал пр
езидентом Геологического Общества Америки. Известно также, что во время Гражданской войны Шейлер служил офицером в войсках Союза.
В начале своей карьеры Натаниэль Шейлер был креационистом и антидарвинистом; виной тому прежде всего был его наставник. Луи Агассис был ученым весьма и весьма талантливым, однако во многих отношениях слишком старомодным. Впрочем, именно Агассис поспособствовал подъему Шейлера по карьерной лестнице в Гарварде; лишь окончательно упрочив свое положение, Натаниэль начал рассматривать дарвинизм как возможный принцип. Глядел на работы Дарвина Шейлер сквозь призму неоламаркизма, что определенные искажения все-таки вносило; впрочем, оценить работы легендарного ученого по достоинству Натаниэль все же смог. Позже Шейлер даже продолжил работу Дарвина; так, ему удалось серьезно развить труды Дарв
ина по важности обработки почвы земляными червями для других представителей животного мира. Как и многие его коллеги-эволюционисты, Шейлер пытался встроить основные концепции естественного отбора в картину упорядоченного, целенаправленного и прогрессивного мироздания. Натаниэль не раз уходил в глубокие рассуждения о возможности происхождения столь сложной системы видов естественным образом и о возможности божественного вмешательства в данный процесс.
Натаниэль Шейлер также был известен как ярый сторонник рабства; он несколько раз открыто высказывался о безусловном превосходстве англо-саксонской расы над прочими. Позже Шейлер взялся за поддержку и развитие выдвинутой его учителем теории полигенизма; данная теория происхождения человека активно использовалась в качестве научного обоснования расовой дискриминации. В
опубликованной в 1884-м статье 'Проблема негров' Шейлер заявил, что освобожденные от рабства чернокожие 'подобно заблудившимся в лесу детям, нуждаются в старой защите сильной управляющей руки', что негры все сильнее подчиняются своей 'животной природе' по мере взросления, и что американская система рабовладения 'бесконечно превосходит по мягкости и достоинству все существовавшие системы рабовладения'.
Став ближе к концу своей карьеры деканом по науке Гарварда, Натаниэль Шейлер оставался одним из самых популярных педагогов всего университета. Он продолжал активно работать над исследованиями и много печатался; из-под пера его выходили как короткие статьи, так и длинные трактаты. Интересы Шейлера были чрезвычайно широки; его влекли и морально-этические вопросы, и происхождение видов, и топографические изыскания.