Очередная неожиданная премьера состоялась недавно в Москве. Критика единодушно отметила необычность интерпретации романа Достоевского «Игрок» в спектакле выпускницы ГИТИСа Натальи Семеновой, который прошел на сцене ДК им. Зуева.
-Наталья, почему вы выбрали именно «Игрока» Достоевского для своей первой постановки?
- Мне кажется, что Достоевский очень актуален для сегодняшней жизни. Он, конечно, будет актуален всегда, но сейчас особенно остро стоят какие-то проблемы личности. То, что западный мир, допустим, проходил 80 ле
т назад - открытость совершеннейшая - человек был абсолютно один в мире. Мы же проходим этот этап только сейчас - все, наконец, стало свободно, и человек стал с миром один на один. А Достоевского интересовала личность, ее проблемы, абсолютная обнаженность человека в этом мире. Герои Достоевского - в
основном молодые люди - 23-24 года. В этом возрасте как раз начинается поиск себя. Вот это-то и интересно. И, честно говоря, так получилось, что сценарий был написан несколько раньше, чем я решила ставить «Игрока». И потом как-то так совпало, что я стала делать спектакль именно по этой, вылежавшейс
я инсценировке. Но, в принципе, мне бы очень хотелось, чтобы принесли интересную современную какую-то пьесу или роман. Правда, на современные романы времени нет, потому что есть столько классических вещей, которые еще надо поставить
- Я знаю, что у вас необычная, не классическая трактовка произв
едения Федора Михайловича. В чем эта необычность?
- Во-первых, в том, что я не традиционный режиссер, а режиссер музыкального театра. Меня всегда интересовал музыкальный, поэтический театр, и может быть отсюда какая-то необычность спектакля. Может быть она продиктована и тем, что для постановки я
попыталась выделить в романе несколько линий, понимая прекрасно, что в условиях самостоятельной режиссуры, или, как говорят, антрепризы, мне просто не сделать весь роман Достоевского. Получилась такая своеобразная авторская работа. Наверное, своеобразие еще в том, что я сделала упор на автобиографи
чность романа. Достоевский, в сущности, писал роман о себе. Все как-то совпало: и его любовная история, история фантастической страсти его жизни, и его игорная история. Поэтому у нас в постановке есть такой персонаж как автор, который постоянно вместе с героями участвует в спектакле. Скорее всего, в
этом тоже есть своеобразие. Понимаете, это уже нельзя поставить средствами традиционного театра - это уже другой взгляд на историю. К особенностям спектакля можно еще отнести пластику, выразительность света, выразительность декораций.
- Как получилось, что в вашу команду попали Сергей Шевченко
(художник по свету Большого театра), Антон Гурин (популярный художник-график), Наталья Широкова (художественный руководитель «Модерн-дэнс-театра») и Александр Смольяков (известный театральный критик, автор книги «Тот самый ГИТИС»)?
- Половина людей, с которыми я работаю, просто мои друзья. Эти лю
ди мои ровесники или немножечко постарше. С некоторыми мы учились и как-то до сих пор идем сообща по жизни. Некоторые соратники находились уже в процессе работы над спектаклем. Вот, допустим, я познакомилась с Натальей Широковой. Она замечательный хореограф, совершенно необычный человек, человек, ко
торый на протяжении 6 лет в Москве тянет свой театр современного танца. Мы познакомились уже на постановке и не собираемся расставаться. Сейчас вместе делаем новую работу. Вот так люди и подтягивались.
- Актеров для спектакля тоже по знакомству выбирали?
- Знаете, для меня все-таки важнее все
го, чтобы человеку было интересно работать с этим материалом. Все остальное вторично. Поэтому с людьми, которые говорили: «Ну, вот что-то как-то скучно», - мы сразу расставались. Но в итоге сложилась достаточно профессиональная команда. С актерами, наверно, всегда не очень просто, но я очень благода
рна ребятам, потому что они просто все отдали спектаклю. Отдали кусок своей жизни. В какой-то момент времени они в основном жили только этой работой.
Самым сложным было то, что спектакль уже был готов, но мы не могли понять, кто и как возьмется продавать билеты. На тот момент не было человека, ко
торый бы этим занимался. Сейчас эта проблема кажется смешной, детской. К тому же, потому как мы не коммерческий проект, у нас не было больших денег, которые вкладываются обычно в театр. Мы начинали, по сути, с нуля. У нас, в принципе, не было задачи зарабатывать - в спектакле не было такой звезды, н
а которую мы бы могли продавать билеты по бешенным ценам. В связи со всем этим, все держалось на доброй воле людей, которые меня окружали. Мы вылезали на том, что все делали сами: допустим, наш художник по свету, несмотря на все регалии, очень много брал на себя. Он сам все делал и за все отвечал. Т
очно так же и я. Поэтому сложностей было достаточно много, они есть и сейчас. К тому же, прежде чем начинать работать над спектаклем, надо понимать, что это, прежде всего, большая ответственность, а потом уже сложности.
- А вообще, с какими сложностями может столкнуться молодой режиссер?
- Зн
аете, ведь все зависит от того, как он работает. Потому что если человек пришел в стационар, то есть в стационарный театр, там одни сложности. Конечно, эта жизнь значительно легче, потому что если тебе не подходит артист или что-то не сложилось, у тебя всегда есть возможность посмотреть труппу и что
-то поменять. Тут ты абсолютно отгорожен от жизни, потому что приходишь на все готовое, даже если это провинциальный театр. А когда ты берешься за самостоятельную работу, у тебя не готово ничего. Ты приходишь на пустое место, поэтому здесь сложности уже совершенно другого порядка. Ты просто должен п
онимать, что абсолютно все зависит от тебя. Придет ли у тебя сегодня монтировщик, придел ли у тебя сегодня «свет», будет ли вовремя звук. Есть, конечно, такая замечательная должность - технический директор, но все равно все очень трудно организовать в собственном проекте, тем более, когда проект это
т некоммерческий.
- У вас есть кумиры среды театральных режиссеров?
- Вообще-то у меня уже не тот возраст, чтобы иметь кумиров. Могу сказать, что у меня много учителей. Это учителя с большой буквы - и режиссеры, и обычные люди. Я всегда старалась учиться у всех, кто может чему-то научить. Но
сейчас я не хочу называть конкретных фамилий.
- С кем из известных актеров вам бы хотелось поработать?
- Таких людей очень много. Я думаю, что со многими актерами серьезная творческая работа - очень интересный процесс. Если даст Бог, я буду ставить еще одну серьезную вещь, и мне бы хотелось в
идеть там Владимира Симонова. Я очень люблю этого актера.
- Сейчас многие режиссеры создают собственные театры. У Табакова - есть «Табакерка», у Фоменко «Мастерская Петра Фоменко», например. Вы не хотите тоже создать свои собственный театр?
- Вы назвали мэтров, людей, которым за 70. Понимаете
, до создания своего театра надо дойти. Это путь длиною в определенный возраст, опыт и жизнь. Свой театр - это хорошо, это здорово, но тут очень много условий должно сложиться. Мне трудно сейчас говорить об этом. Нужны огромные вложения. Все-таки вы учитывайте, что и Табакову и Фоменко оказывается о
чень большая государственная поддержка, а нормальный, качественный театр без поддержки очень трудно создать.
- Вы сказали, что ставите что-то еще. Приоткройте, пожалуйста, завесу тайны.
- Это будет замечательная французская комедия. Классика, не очень известная, правда, в Москве не идет. Я на
деюсь, что где-то к февралю, к марту мы уже ее выпустим. Это должна быть очень веселая, очень тонкая, изящная вещица. В постановке занято много молодых артистов из разных московских театров. И мы, конечно, постараемся сделать ее красивой с точки зрения формы, и достаточно нестандартной.
- Что вы