У нее за плечами огромный победный опыт. Она шесть раз приводила своих учеников к титулу чемпионов мира. В Вашингтоне российские фигуристы Ирина ЛОБАЧЕВА и Илья АВЕРБУХ, подопечные Натальи ЛИНИЧУК, могли снова стать первыми. Но для "золота" им не хватило одного судейского голоса.
- Наталья, как вы относитесь к нынешней системе судейства, когда 5 оценок из 14 абсолютно не учитываются и арбитры ставят оценки анонимно?
- Я заметила, что судьи расправили плечи, они теперь не боятся высказывать свое мнение. Может, эта система не идеальна, но она действенна. До чемпионата мира в танцах на льду какого-то большого криминала не было. А в Вашингтоне часть судей, видимо, решила поощрить канадцев Бурн и Краатца за долготерпение. Эти фигуристы столько лет входили в мировую элиту, а чемпионами ни разу не были. Вот их и пожалели. Кстати, если бы учитывались оценки всех 14 судей, Лобачева и Авербух стали бы первыми. По-моему, их произвольный танец в стиле рок-н-ролла смотрелся более выигрышно.
- А не было опасений, что за некоторые экстравагантные элементы судьи могут снизить им баллы?
- У нас нет элементов, которые запрещены правилами. Например, Илья прыгает через партнершу. Где сказано, что в танцах это запрещено? Нельзя лежать на шее у партнера, сидеть на шее и стоять, а вращать партнершу вокруг шеи можно, что Илья во время танца и делает.
- У вас случались серьезные конфликты с Ильей и Ириной?
- Были творческие разногласия. В 1999 году ребята посчитали, что сами все могут, пригласили постановщика и сделали к новому сезону программу, которая мне не понравилась. Особенно музыка. Я сразу сказала: "Это не сработает". Но Илья уперся. Потом понял, что был не прав, мы в спешном порядке заменили музыку, но было поздно: на главных турнирах ребята остались без медалей.
Летом 2000-го я предложила им произвольную программу на музыку Баха. Илья с сарказмом сказал: "Наталья Владимировна, вы хотите с помощью Баха вбить последний гвоздь в крышку нашего гроба?" Тогда я ответила: "Будет только эта музыка, и никакая другая. А не нравится - дверь рядом, я никого не держу". Через несколько месяцев они выиграли на "Гран-при" у Бурн и Краатца. Причем в Канаде. И зрители, глядя на эту программу, рыдали.
- Лобачева и Авербух заявили, что уходят из фигурного катания. Вы не пытаетесь их удержать?
- Ребята сейчас в таком возрасте, когда надо думать о будущем. Ирина, знаю, хочет ребенка. Я буду рада, если они останутся. Но в этом вопросе последнее слово - за ними.
- Ваши бывшие ученики Татьяна Навка и Роман Костомаров заметно прогрессируют, они заняли 2-е место в финале "Гран-при" и едва не выиграли "бронзу" на чемпионате мира. Вас это удивило?
- Когда я создавала эту пару, Рома категорически не хотел кататься с Таней. Считал, что ему нужна более подвижная партнерша и чуть меньших габаритов. Мне стоило больших трудов уговорить его. Выходит, не зря старалась.
- Украинцы Грушина и Гончаров перешли от вас к Татьяне Тарасовой. Почему?
- У меня закончился с ними контракт, и мы по обоюдному согласию решили его не продлевать. Вот и все. А вообще в последние годы я стала своего рода "работодателем" для Татьяны. Перед Олимпиадой в Нагано к ней ушли мои ученики Грищук и Платов. Это жизнь, и я не обижаюсь.
- Вы больше не общаетесь с Оксаной Грищук?
- Почему же? Она недавно родила дочку, звонит из Лос-Анджелеса примерно раз в три недели. Прислала фотографии дочурки, которую назвала Грейс-Скайлар. У малышки вот та-а-кие щеки! Оксана говорит, что счастлива. Она хотела попробовать себя в Голливуде, но эту затею пока отложила. Кстати, вы правы: ее теперь зовут не Паша, а Оксана. Как раньше. Имя "Паша" она придумала для Голливуда.
- Говорят, вы судились с ней из-за денег. Что получилось в итоге - Грищук с вами рассчиталась?
- По контракту, Грищук и Платов часть призовых денег, завоеванных ими на соревнованиях, платили за работу тренерам. В Америке печать на контракте не обязательна, достаточно двух подписей - с обеих сторон. Когда Грищук и Платов ушли к Тарасовой, они забыли с нами (я работаю с мужем, Геннадием Карпоносовым) рассчитаться. Пришлось обращаться в Арбитражный суд, потому что ребята пытались увильнуть. Но, в результате они все нам заплатили. (Линичук не стала уточнять сумму, но по нашим данным, речь идет примерно о $30 тысячах. - Ред.)
- И после этого вы продолжаете с ними общаться?!
- Конечно, было неприятно судиться со своими учениками, но… Оксану я знаю с 12 лет, Женю чуть меньше - с ними столько всего связано. Они ведь в свое время уходили от меня к Дубовой, а потом вернулись. И я сделала эту пару лучшей в мире. Хорошее тоже нельзя забывать… Вот недавно Платов решил тренером стать - работает с израильскими танцорами Галит Чайт и Сергеем Сахновским. Женя подходил ко мне, спрашивал совета. Я вижу, что он прислушался к моим рекомендациям.
- Еще одна ваша ученица, двукратная чемпионка мира Анжелика Крылова связала свою жизнь с итальянским хореографом Джузеппе Ареной, который старше ее лет на 15. Вас это не удивило?
- Меня уже ничем удивить нельзя. В мире фигурного катания порой происходят такие вещи, которые лучше не афишировать. У Анжелы, замечу, иногда возникали проблемы с лишним весом, она нарушала режим. А сейчас этого нет - строгий Джузеппе не дает ей поблажек.
- А как отнесся к появлению итальянца Олег Овсянников, партнер Анжелики? Он имел на нее какие-то виды?
- Я этого не замечала. Ребята сразу договорились, что между ними будут только рабочие отношения. Олег очень бережно относился к Анжеле, ухаживал, когда она попала в больницу из-за проблем со спиной, но не более того. Они были как брат и сестра.
- Вы с Геннадием Карпоносовым работаете в Америке уже 9 лет. Когда истекает ваш контракт с Ледовым центром Делавэрского университета?
- Не поверите, но мы работаем без контракта. Самое главное, что нам бесплатно предоставляют лед. А когда в 1999 году Крыловой и Овсянникову пришлось задержаться в Москве и мы упросили родное общество "Динамо" дать нам возможность потренироваться, тут же начались звонки: "Деньги - вперед!" А мы договаривались через знакомых! Поэтому и не торопимся уезжать из Ньюарка. Там созданы все условия.
-Чем занимается ваша дочь?
- Бальными танцами. Настя решила, что три фигуриста на одну семью - перебор. 13 февраля ей исполнилось 18 лет. К счастью, в день ее рождения - впервые за много лет - я была дома. А на Турнир четырех континентов мы отправили папу.
* Геннадий Карпоносов - второй муж Натальи Линичук. Ее первый супруг работал во Внешторге и мало интересовался спортом. Карпоносов несколько раз предлагал партнерше выйти за него замуж. Они поженились в июле 1981 года.
* Фигуристка Наталья Линичук в паре с Геннадием Карпоносовым дважды побеждала на чемпионатах мира и на чемпионатах Европы, а в 1980 году стала чемпионкой Олимпийских игр.
* В их тренерском дуэте Геннадий отвечает за обязательные танцы, а Наталья - за оригинальный танец и произвольную программу.