Стихи Натальи Крандиевской высоко оценивали такие поэты как Блок, Бунин, Бальмонт. При жизни поэтессы было издано всего три сборника её стихотворений. Выйдя замуж за графа А.Н.Толстого, она ещё некоторое время писала, но позднее, после возвращения из эмиграции, она целиком посвящает себя мужу, исполняя обязанности его секретаря. После ухода Толстого из семьи, Наталья Васильевна Крандиевская-Толстая вновь вернулась к творчеству.
Стихи Натальи Крандиевской-Толстой мало известны широкому читателю. А, между тем, они, несомненно, заслуживают внимания, как, впрочем, и история жизни этой талантливой, мужественной и необыкновенно красивой женщины.
Наталья Крандиевская родилась в литературной семье. Отец её – Василий Афанасьевич был издателем, мать – писательницей. Неудивительно, что маленькая Наташа хорошо знала литературу и начала писать стихи в семь лет, а в четырнадцать – появились её первые публикации.
Стихи юной Наташи Крандиевской высоко ценил такой строгий критик, как Иван Бунин. Вот что он писал по этому поводу: «Она пришла ко мне однажды в морозные сумерки, вся в инее - иней опушил всю её беличью шапочку, беличий воротник шубки, ресницы, уголки губ - я просто поражён был её юной прелестью, её девичьей красотой и восхищён талантливостью её стихов…» Эта была их первая встреча. В дальнейшем именно Иван Алексеевич Бунин стал литературным учителем Крандиевской.
Но, несмотря на похвалы в свой адрес даже таких признанных поэтов как К.Бальмонт, который был очарован красотой и талантом юной поэтессы, она не спешила издавать книгу, будучи весьма требовательна к себе. Первый поэтический сборник Натальи Крандиевской «Стихотворения» вышел в Москве в 1913 году. Критики оценили его весьма доброжелательно, отмечая свежесть и оригинальность рифм, богатство ритма и «удивительное искусство выражать тончайшие сложнейшие настроения при большой глубине мысли». «…В тютчевской сгущённости слова, происходящей от насыщенности содержанием, есть волнующая музыка», - писала в своей рецензии С.Парнок. Поэзию Крандиевской, полную философских раздумий, с чёткой формой классического стиха высоко оценил А.Блок.
Выход первого сборника стихов был, безусловно, значительным событием в жизни молодой поэтессы, а его высокая оценка такими поэтами как Блок, Бунин, Бальмонт позволяла надеяться на то, что творчество Натальи Крандиевской займёт своё достойное место в русской поэзии. Однако в скором времени она встретила человека, который буквально перевернул всю её жизнь. Этим человеком был граф Алексей Николаевич Толстой. Она уже встречала его раньше, в 1906 году в редакции одного из журналов он читал свои стихи, которые Крандиевской не понравились. «С такой фамилией можно и лучше», - отметила она тогда. Но видно судьбе было угодно свести их снова и на этот раз надолго.
В художественной студии, где Наталья Крандиевская обучалась живописи, её соседкой по мольберту была Софья Дымшиц - вторая жена Толстого. Отношения между супругами были близки к разрыву, однако он частенько заглядывал в студию, где и обратил внимание на Наталью Крандиевскую. Ей в ту пору было уже 26 лет, она была женой известного петербургского адвоката, друга Керенского, за которого родители выдали её замуж сразу после окончания гимназии, и воспитывала четырёхлетнего сына. На одном из обедов в предвоенную зиму Толстой и Крандиевская заговорили о жизни и смерти, с ней он всегда говорил о возвышенном и даже признался однажды: «Я вас побаиваюсь. Чувствую себя пошляком в вашем присутствии…» Он подарил ей книгу «За синими реками», которую надписал:
«Не робость, нет, но произнесть
Иное не покорны губы,
Когда такая нежность есть,
Что слово - только символ грубый».
Осмелюсь предположить, что в первом замужестве Наталья Крандиевская не была счастлива. Она тосковала по большой любви, не случайно в её стихах мы находим такие строки:
«Быть может, рядом, тут, проходишь ты
сейчас,
Мне предназначенный, среди людей -
Единый!»
Они стали встречаться чаще, их отношения приобрели серьёзный характер. Но началась война, и они расстались. Он уехал на фронт корреспондентом от «Русских ведомостей», она устроилась работать сестрой в лазарет. С фронта он пишет ей нежные письма. Но летом 1915 года Толстой страстно влюбился в семнадцатилетнюю балерину Маргариту Кандаурову и сделал ей предложение. С Натальей Васильевной он делится своими переживаниями: «Маргарита - это не человек. Цветок. Лунное наваждение. А ведь я то - живой. И как всё это уложить в форму брака, мне до сих пор не ясно». Однако, получив отказ Маргариты, Толстой делает предложение Наталье Крандиевской: «В одну из наших встреч, прошлой зимой, вы как-то сказали, что для женщины любить - это, прежде всего, оберегать, охранять. Это вы правильно сказали». Она приняла его предложение. Они поженились. Все говорили, что с женой графу повезло: умна, талантлива, красива, любит мужа без памяти. Сам Толстой признавался: «Война и женитьба на Наталье Васильевне Крандиевской были рубежом моей жизни и творчества. Моя жена дала мне знание русской женщины».
В 1917 году у Толстых родился сын Никита, а в 1918 году, спасаясь от революции, они едут в Одессу, где в 1919 году вышел второй сборник стихов Натальи Крандиевской-Толстой. На Украине они пробыли недолго, эмигрировали в Париж. Здесь Толстой много работает, но ему практически ничего не удаётся опубликовать. Денег постоянно не хватает. Наталья Васильевна, окончив трёхмесячные курсы кройки и шитья, шьёт пользующиеся большой популярностью модные платья богатым эмигранткам. Её заработок несколько облегчает материальное положение семьи. В Париже Толстой пишет роман «Сёстры» - первую книгу своей трилогии «Хождение по мукам». Позднее он признавался, что «Катя - это всё Наталья Васильевна». И действительно кто, как не она: утончённая, женственная, красивая, беззаветно любящая, безропотно переносящая беды и невзгоды, способная в любой ситуации сохранить достоинство.
В 1921 году Толстой с семьёй переехал в Берлин, где в то время существовало не менее трёх десятков русских издательств, в которых он надеялся опубликовать свои произведения. Ожидания Толстого оправдались, ему удалось кое-что напечатать. В Берлине у них родился второй сын - Дмитрий. Здесь же в 1922 году выходит последний прижизненный сборник стихов Натальи Крандиевской-Толстой «От лукавого». Но в 1923 году вернувшись из эмиграции в совсем другую Россию, долгих четырнадцать лет она ничего не писала, целиком уйдя в творческие замыслы своего мужа, который в отличие от неё сумел "перестроиться" очень быстро. Ещё до приезда в Россию Толстой вступил в переписку с имевшими в то время значительное влияние писателями, сотрудничал с просоветской берлинской газетой «Накануне», что в конечном итоге и сделало возможным его возвращение, а также подготовило почву для успешной работы на родине. Он много пишет: рассказы, повести, романы, пьесы. Всё, написанное им, издают. Он получает солидные гонорары. Наталья Васильевна ведёт переписку с издателями, вычитывает корректуры, перебеливает новые рассказы Толстого. Она живёт интересами мужа. Лишь в 1934 году ею было написано в стихах либретто оперы "«Декабристы"». В это время Толстой явно дал ей понять, что охладел к ней: «У меня осталась одна работа. У меня нет личной жизни». Он и раньше увлекался другими женщинами, но на этот раз она поняла, что окончательно потеряла его: «Дальнейшие события развивались с быстротой фильма. Нанятая мной для секретарства Людмила через две недели окончательно утвердилась в сердце Толстого и в моей спальне…» Наталья Васильевна не устраивала сцен с упрёками и слезами. Эта удивительная женщина даже пыталась объяснить, почти оправдать предательство мужа: « Таков свирепый закон любви. Он гласит: если ты стар - ты не прав и ты побеждён. Если ты молод - ты прав и ты побеждаешь».
52-летний Толстой, в октябре 1935 года женившийся на 29-летней Людмиле Баршевой, убеждён, что он впервые в жизни полюбил человека.
Уход Толстого из семьи многих шокировал, но не удивил, все знали его как человека практичного, неустанно заботящегося о своём личном благополучии.
Долгими одинокими ночами Крандиевская размышляла о потерянной молодости, о таланте принесённом в жертву, человеку, не способному оценить её.
" Нет! Это было преступленьем
Так целым миром пренебречь
Для одного тебя, чтоб тенью
У ног твоих покорно лечь…"
Наталья Васильевна мучительно переживала потерю любимого человека, ибо, несмотря ни на что, продолжала его любить. Но она не имела права пасть духом, у неё были дети, которых нужно было воспитывать, окружить вниманием и заботой, чтобы они ни в коей мере не чувствовали себя брошенными.
Она нашла в себе силы пережить это горе, вновь обрела себя, вновь зазвучали её правдивые мелодичные стихи:
«…Глаза, распахнутые болью,
Глядят на мир, как в первый раз,
Дивясь простору и раздолью
И свету греющему нас.
А мир цветёт, как первозданный,
В скрещенье радуги и бурь,
И льёт потоками на раны
И свет, и воздух, и лазурь».
В конце тридцатых годов такие стихи, конечно же, никто не печатал, да она и не стремилась их публиковать. Она писала "дневник своего сердца". Вот одна из дневниковых записей того периода: "Ночью думала: если поэты - люди с катастрофическими судьбами, то по образу и подобию этой неблагополучной породы людей не зарождена ли я? По-житейски это называется: "всё не как у людей". Я никогда не знала, хорошо ли это, или плохо, если всё не как у людей? Но внутренние законы, по которым я жила и поступала, всегда утрудняли, а не облегчали мой путь. Ну что же! Не грех и потрудиться на этой земле".
В годы Второй мировой войны, несмотря на многочисленные предложения уехать, Наталья Васильевна осталась в осаждённом Ленинграде, выжила и писала, писала стихи обо всём, что происходило в те страшные годы блокады, о людях, способных выжить, когда по всем физическим законам человек должен умереть, о том, что даёт ему силы выжить.
Майский жук прямо в книгу с разлёта упал,
На страницу раскрытую - "Домби и сын".
Пожужжал и по-мёртвому лапки поджал.
О каком одиночестве Диккенс писал?
Человек никогда не бывает один.
Это чувство сопричастности ко всему живому, неистребимая вера в добро, вера в Человека, многовековую историю русского православного народа настолько укрепили дух этой женщины, что она твёрдо знает, - нет в мире силы, способной его сломить:
Свидание наедине
Назначил и мне командор.
Он в полночь стучится ко мне,
И входит, и смотрит в упор.
Но странный на сердце покой.
Три пальца сложила я в горсть.
Разжать их железной рукой
Попробуй, мой Каменный Гость.
Наталья Васильевна была мужественной женщиной, живя в очень непростое время, она ни разу не поступилась принципами, не деформировала душу ложью, всегда оставалась верна себе. Пережив своего мужа А.Н.Толстого, она умерла в Ленинграде, в своей "непобеждённой Пальмире" в 1963 году.
Всё, над чем она работала, начиная с 1935 года: воспоминания о культурной жизни России 1910 - 20х годов, несколько книг для детей, блокадный дневник, сборники стихов "Дорога" и "Вечерний свет", было издано уже после её смерти.
За свою долгую, нелёгкую жизнь Наталья Крандиевская испытала все радости, горести и превратности женской судьбы, воистину, вкусила Познания, Добра и Зла…
Яблоко, надкушенное Евой,
Брошенное на лужайке рая,
У корней покинутого древа
Долго пролежало, загнивая.
Звери, убоявшись Божья гнева,
Страшный плод не трогали, не ели,
Не клевали птицы и не пели
Возле кущ, где соблазнилась Ева.
И Творец обиженный покинул
Сад цветущий молодого рая
И пески горячие раскинул
Вкруг него от края и до края.
Опустился зной старозаветный
И спалил цветы, деревья, кущи,
Но оставил плод едва заметный,
Яблоко, что проклял Всемогущий.
И пески тогда его накрыли…