Мне хотелось бы стать счастливым человеком: иметь свой дом, семью, любящего и любимого мужа, чтобы дочка выросла счастливой. Хочу много работать, новых ролей, которые доставляли бы радость зрителям. А избавиться... Пожалуй, от ненужного стеснения и самоедства, которые мне очень мешают.
Фильм «Пираты ХХ века», который вышел на экраны в 1979 году и сразу же стал культовым, для Натальи Харахориной был уже не первой актерской работой. Его посмотрели около 90 миллионов зрителей, что стало абсолютным отечественным рекордом. Хорохорину узнавали все: ни на гастролях, ни на отдыхе она не могла буквально шагу ступить. Как говорит сама актриса, она стала «жертвой «Пиратов ХХ века». Хотя на счету у Натальи Харахориной и другие прекрасные работы в таких картинах, как «Усатый нянь», «Безбилетная пассажирка», «Белые росы», «Очи черные», «Мужской зигзаг» ... Эти фильмы хорошо известны зрителям старшего и среднего возраста. Нынешняя молодежь больше знает ее по рекламным роликам. Она рекламирует «фастум гель», маргарин «Пышка».
- Наташа, «Пиратам ХХ века» уже четверть века. Как вас пригласили в эту картину?
— О, это длинная история. Раньше актеров на роли утверждали очень долго и трудно. Шли фото- и кинопробы, потом свое слово говорил худсовет. Его решение было в мою пользу. Сначала в сценарии были три женские роли: буфетчица, повариха и библиотекарша. Меня пробовали на одну из этих девушек. А после начала съемок решили, что я сыграю буфетчицу и повариху — в одном лице. В фильме есть, например, кадр, где я выступаю в роли поварихи, а в другом — я при капитане в роли его личной буфетчицы.
— Помните, где проходили съемки?
— В Крыму. Месяц мы жили в Судаке, снимали в Коктебеле, Новом Свете, потом переехали в Ялту, потом — в Гурзуф, съемки проходили и под Севастополем. А начало картины снимали в Жданове, — нынешнем Таганроге. В конце концов все это так надоело: и жара, и солнце, и трудные съемки. А потом прошло какое-то время, мы собрались на студии имени Горького на озвучании картины. Смотрели на экране на всю эту красоту и жалели о том, что стремились оттуда уехать.
— Вы ведь там попадали и в экстремальные ситуации?
— Тогда мы все были молодые, играли на полную катушку. Предстояла сцена моего избиения. Актер Талгат Нигматуллин сказал мне: «Понимаешь, если я до тебя буду просто дотрагиваться, зрители не поверят, давай я побью тебя по-настоящему». Я и согласилась. На спину мне подложили маленькое одеяльце, но оно практически не помогло. Талгат — мужчина очень сильный, профессиональный каратист, он припечатал меня, как говорится, от души, было очень больно. Но, естественно, я свою спину не видела. Через несколько дней после съемок этого эпизода мы с Петром Сергеевичем Вельяминовым решили в Коктебеле искупаться. Я разделась, он посмотрел на мою спину и сказал: «Наташенька, когда поедете домой, то перед мамой не раздевайтесь — у вас спина один сплошной синяк».
— Вам приходилось плавать и под водой?
— Вообще-то я хорошо плаваю с детства. Но накануне съемок, которые должны были проходить в затопленных отсеках, режиссер-постановщик фильма Борис Валентинович Дуров спросил у нас с актрисой Майей Эглите: «А вы хорошо плаваете под водой?». Мы, не сговариваясь, в унисон ответили: «Никогда не пробовали». На его лице мы увидели ужас, он схватился за голову. Ночью мне снились кошмары: падающие потолки, вода и закрытые люки... Наутро у нас с Майей уже зуб на зуб не попадал. Что же с нами будет? Эту сцену снимали в открытом бассейне гостиницы: декорации отсеков без одной стенки опустили в воду. И правда, на съемках у нас ничего не получилось. Мы никак не могли «потонуть»: наши платья в воде раздувались. Выручила девушка-фотограф из Ялты, которая согласилась дублировать нас в подводных съемках. А вот Коля Еременко обошелся без каскадера, у него все прекрасно получилось.
— Какие у вас были отношения с Талгатом Нигматуллиным? Слышал, что он за вами приударял. — Так мы оба были молодые, он, действительно, стал за мной очень активно ухаживать: он же восточный, весьма темпераментный мужчина, но... у него была жена. Однажды мы с ним проговорили целый вечер. В конце он мне сказал потрясающие слова: «Ты настолько чиста, что я просто не имею права...». Это дорогого стоило. Впоследствии у нас сложились хорошие, дружеские отношения. Это был интересный человек, талантливая личность, и очень жаль, что вскоре он трагически погиб.
— Вы предполагали, что картина станет такой суперпопулярной?
— Да что вы! Об этом тогда никто и не думал. Мы, в общем-то, даже и не фотографировались, так, несколько случайных снимков осталось на память.
Прокат картины был просто сумасшедший, фантастический, ее смотрели по многу раз, теперь уже ни один фильм в нашей стране не сможет его обогнать. Коля говорил, что одна девушка ему написала, что видела «Пиратов» 38 раз. У меня тоже был интересный случай. В Болгарии я шла с друзьями по пляжу. Навстречу шел какой-то подросток. Увидев меня, он остановился, внимательно посмотрел мне в лицо и поднял пальцы вверх: «Артистка! «Пираты»!.. Я тогда еще подумала: сколько же раз надо было посмотреть картину, чтобы запомнить актрису и узнать ее в пляжном наряде... И, действительно, планировались продолжение фильма, речь об этом шла до самой смерти Коли Еременко.
Кстати, фильм, когда вышел, любили только зрители, а критики ругали, называя «проамериканским кино», «вестерном», к тому же герой Еременко — типичный западный герой, настоящий супермен, как же было не «пройтись» по такой картине.
— Курьезов, связанных с вашей популярностью, не случалось?
— Как же не случалось! Как-то решила купить возле дома с машины яблоки. Продавщица, молодая девица, внимательно так на меня посмотрела и сказала: «Ой, как вы на киноартистку похожи!». Я ей в ответ серьезно: «Ну что вы, артисты сами в магазин не ходят». Она вздохнула и подтвердила: «Да уж, не ходят». Этой девушке даже в голову не могло прийти, что артисты такие же нормальные люди, как и все остальные, живут обычной жизнью.
— Наверняка «Пираты ХХ века» остались вашим любимым фильмом.
— Здесь как-то сложилось все: и прекрасный сценарий, и замечательный режиссер, и великолепный актерский ансамбль. У нас была дружеская атмосфера, друг к другу все относились очень тепло. Но так же с большим удовольствием вспоминаю съемки в картинах «Белые росы», «Купальская ночь», «Виллисы». Кстати, только в прошлом году я успела сняться в нескольких картинах: «Юбилей прокурора», «Лав-сервис», «Секрет фараона», «Жизнь кувырком» — это работы Михаила Кокшенова. У него постоянный актерский состав, в который вхожу и я. Сейчас на телеэкраны вышел многосерийный фильм «Холостяки». Мой персонаж — главврач, влюбленный в героя Дмитрия Певцова, который тоже играет хирурга. Вообще-то должна сказать, что у меня уже переломный возраст, поэтому, наверное, и роли предлагают уже другого плана.
— Говорят, что, когда видишь себя первый раз на экране, испытываешь шок от того, что на самом-то деле ты совсем не такая, какой видишь себя в зеркале.
— Конечно. Мы же не можем увидеть себя полностью со стороны. Мне часто говорят: «Ой, а мы думали, что вы полнее» или: «Вы так похудели!». Да не полнела я и не похудела, просто не секрет, что экран как бы зрительно увеличивает актера. Взять тот же фильм «Белые росы». Мне для сцены свадьбы купили платье 46 размера, которое было мне явно мало, я из него буквально вся вылезала, вот и создалось впечатление, что я такая полная.
— Многие считают, что актерской профессии свойственна некая мистика и сыгранные роли оказывают влияние на судьбу актеров.
— Вы задали очень серьезный вопрос. Я стараюсь в это глубоко не погружаться. Но несколько лет назад мне предложили роль, связанную с некой мистикой. Я, признаться, даже испугалась, хотя роль была очень интересной, и не знала, то ли соглашаться, то ли ответить отказом. В конце концов меня на роль утвердили, но на мое счастье картина так и не состоялась.
— Я несколько раз видел вас в спектакле «Корсиканка», который идет уже не первый год. Он получился великолепным. С Александром Терешко, который играет роль Наполеона, вы играете просто потрясающе.
— Спасибо. Спектакль, действительно, очень хороший. И с Сашей играть приятно, он чуткий, отзывчивый партнер, легко идет на импровизацию. Мы с ним часто меняем какие-то мизансцены, играем по-новому, и это очень интересно.
— Откуда вы родом, где родились?
— Можно сказать, что я местная. Родилась и выросла недалеко от Внукова, в совхозе «Московский». Но вся моя жизнь связана с Москвой: занималась во Дворце пионеров на Ленинских горах, постоянно туда ездила. В начальных классах у нас была учительница — заядлая театралка, которая постоянно возила нас в театры, мы пересмотрели весь детский репертуар. Так что, по всей видимости, любовь к театру у меня родилась еще тогда. И после школы решила поступать в театральный институт. Родители, люди простые, были против, как я потом узнала, им всякое наговорили об актерах. Но я была девушка с характером, сказала, как отрезала: «Я решила стать актрисой и буду поступать только в театральный». Закончила Щепкинское училище. Родителям за меня бояться не надо: моя профессия меня не испортила, я не курила и не курю, только если надо по роли, выпить могу, но немного, а так к спиртному отношусь очень спокойно.
— После института вы попали в «Сферу»?
— Да, и никогда об этом не жалела, хотя меня приглашали и в Ленком, и в театр имени Маяковского. В «Сфере» за одиннадцать лет я переиграла такое количество ролей, какие мне не дали бы сыграть в этих театрах: от Снегурочки до Аркадиной в «Чайке». — Вам часто говорят, что вы очень красивая женщина? — Когда я это слышу, то очень удивляюсь. К сожалению, я собой совершенно не занимаюсь: абсолютно нет времени. Но, с другой стороны, может, именно работа заставляет меня оставаться в хорошей физической форме. Много играю на сцене, снимаюсь, плюс воспитываю дочку. Анюте двенадцать лет, она учится в седьмом классе, занимается английским, хореографией.
— Мы с вами общаемся всего ничего, но от вас исходит такой внутренний свет, такая доброта...Бывали случаи, когда за добро вам платили злом?
— Да уж, конечно, бывали. История, которая произошла не так давно в моей личной жизни, полностью отвечает на ваш вопрос. Когда я вышла замуж, мой муж Володя Соболев приехал ко мне от первой жены с одной сумкой. Он врач. Мы купили трехкомнатную квартиру на Юго-Западе, отремонтировали ее, обставили, приобрели машину и гараж. Но я сделала большую ошибку, не проследив за оформлением. В результате нам пришлось развестись. И все это осталось у него, потому что квартиру и прочее он оформил на свою мать, по сути дела нас с дочерью полностью обокрал, воспользовавшись моим мягким характером. Я не смогла доказать, что в основном все было куплено на мои деньги. Мы уже два года живем в коммунальной квартире: когда-то мои родители, чтобы меня отделить, разменяли свою квартиру, мне досталась комната. Вот в ней мы и живем. В другой комнате две соседки-старушки. Жизнь просто невыносимая, очень обидно, выходит, что за всю свою жизнь я так ничего и не заработала. Мне же никогда в голову не приходило, что муж, отец моего ребенка способен на подобную подлость, предательство.
— Скажите, а каким должен быть мужчина, чтобы вы обратили на него внимание?
— Главное, конечно, чтобы был настоящим мужчиной, да только куда они все делись? Как говорится, встречают по одежке, а провожают все-таки по уму. Когда начинаешь общаться с человеком, понимаешь, что внешность уже не так важна, главное — что у него в голове.
— От чего вы хотели бы избавиться и что хотели бы приобрести?
— Мне хотелось бы стать счастливым человеком: иметь свой дом, семью, любящего и любимого мужа, чтобы дочка выросла счастливой. Хочу много работать, новых ролей, которые доставляли бы радость зрителям. А избавиться... Пожалуй, от ненужного стеснения и самоедства, которые мне очень мешают.
— Когда вам становится плохо, вы к кому идете поплакаться в жилетку?
— Помню, мой педагог в училище Виктор Иванович Коршунов говорил: «Переступили порог театра — забудьте все плохое». Вот я и стремлюсь следовать его словам. Стараюсь всегда быть приветливой, улыбаться, хотя на душе, бывает, кошки скребут.