Фильмы, в которых снималась Наталья Гундарева, без преувеличения, были обречены на успех с того самого момента, как появлялись на экране, а о театральных спектаклях с ее участием говорила вся Москва. Пышные кустодиевские формы актрисы делали ее родной и близкой для большинства зрительниц советского периода, выразительные черты лица и необыкновенная пластика движений буквально завораживали мужчин, а кинокритики и режиссеры восхищались ее мастерством и талантом. Наталью Георгиевну неоднократно называли лучшей киноактрисой года, среди ее наград – премии Ленинского комсомола, Государственные премии РСФСР и СССР, орден 'За заслуги перед Отечеством' и множество других престижных наград. С 1993 по 1995 год Гундарева состояла во фракции Госдумы 'Женщины России'.
Место рождения Натальи Гундаревой – типичная для послевоенной Москвы коммунальная квартира на Таганке. Она появилась на свет 28 августа 1948 года. Родители будущей знаменитости были инженерами – Георгий Макарович трудился на автомобильном заводе, а Елена Михайловна – в строительном ЦНИИ. Наталья утверждала, что от родителей она взяла лучшее, что было в их характере – трезвую рассудительность отца и энергичную целеустремленность матери; кроме того, они были заядлыми театралами, а Елена Михайловна еще и участвовала в самодеятельности. В пять лет девочка впервые попала на балетный спектакль и была буквально заворожена танцем знаменитой Галины Улановой. Хотя о танцевальной карьере с ее типом телосложения мечтать не приходилось, настойчивый характер Наташи привел ее в школьный драмкружок и баскетбольную секцию. Родители будущей знаменитости расстались, когда ей было 12 лет, и девочка, чтобы помочь матери, стала зарабатывать сама: поднимала спустившиеся петли на чулках для соседок и знакомых, научилась шить. В старших классах девушка стала посещ
ать занятия Театра юных москвичей, в котором когда-то занимались такие знаменитые актеры, как Людмила Касаткина, Ролан Быков, Сергей Никоненко.
Девушка очень хотела стать актрисой, но мать была непреклонна – только специальность инженера-строителя. В десятом классе Наташа стала учиться в вечерней школе и работать чертежницей в конструкторском бюро – так же целеустремленно и ответственно, как делала все остальное в жизни, и буквально через год она стала помощницей главного инженера. Приобретя желательный для успешного поступления рабочий стаж, в 1967 году девушка подала документы в МИСИ и сдала два вступительных экзамена. Из очереди на третий экзамен ее буквально выдернул друг по Театру юных москвичей, который уговорил Наташу попробовать счастья в Щукинском училище. Огромная толпа абитуриентов, большую часть которых составляли изящные красавицы, не смутила Гундареву. Ее объемные формы, пестрое платье и яркий макияж сначала сразили наповал, а затем покорили строгую комиссию. На курсе знаменитого актера Катина-Ярцева вместе с Гундаревой
учились Константин Райкин, Юрий Богатырев, Наталья Варлей – но никто из них не записывал дословно все лекции и не занимался по три часа в балетном классе, надев шерстяное трико. Зато после получения диплома в 1971 году Наталью Гундареву пригласили сразу на несколько ведущих столичных сцен, и она стала работать в театре Маяковского. Каждая ее роль, начиная от Липочки в 'Банкроте'(1974 год), становилась событием и собирала аншлаги.
Сразу же после окончания Щукинского училища Гундарева начала сниматься в кино. Сыграв довольно много проходных ролей, она стала знаменитой, когда на экраны вышел фильм 'Сладкая женщина' (1976). Сочетание 'народной' внешности, непривычной для советских фильмов того времени сексуальности и потрясающего перевоплощения героини на протяжении всего фильма сделали из Натальи яркую и непохожую ни на кого звезду.
Конец 70-х и первая половина 80-х годов прошлого столетия стали периодом наиболее яркого расцвета таланта актрисы. Она играла в знаменитых спектаклях 'Бег', 'Я стою у ресторана', 'Леди Макбет Мценского уезда'
в театре Маяковского, популярных фильмах 'Труффальдино из Бергамо', 'Однажды двадцать лет спустя', 'Одиноким предоставляется общежитие', 'Хозяйка детского дома', создала много других блестящих работ на сцене и киноэкране. Несмотря на огромную популярность кинолент с участием Гундаревой, она называла себя, в первую очередь, театральной актрисой, много работала в жанре художественного чтения.
Наталья Георгиевна трижды выходила замуж. Ее первый брак с известным режиссером Хейфецем длился с 1973 по 1979 год и распался после того, как актрисе пришлось выбирать между собственными профессиональными устремлениями и обязанностями хозяйки дома.
Следующий роман с актером Виктором Корешковым также привел к браку, который продолжался менее года – до первой измены мужа.
Наталья долго жила одна, и свой окончательный выбор сделала в 1986 году, выйдя замуж за Михаила Филиппова, коллегу по театру Маяковского, с которым была знакома тринадцать лет. Союз оказался счастливым, хотя Наталья так и не смогла родить ребенка.
Интенсивная работа отражалась
на здоровье актрисы. Она страдала от гипертонии, которая усугублялась привычкой к курению. В 1986 году Наталья Гундарева попала в автомобильную аварию и восстанавливалась почти год. К этому времени ее востребованность начала идти на спад, возраст требовал изменения привычного актерского образа. И актриса решилась на пластическую операцию, в результате которой резко похудела и помолодела, хотя и утратила выразительность мимики. Обновленный образ Натальи Гундаревой зрители увидели в ее последнем фильме 'Саломея' (2001). А в июле 2001 года у знаменитой актрисы случился ишемический инсульт, который медики приписывали как стрессовому состоянию после операции, так и аномальной жаре этого периода, и она впала в кому. Через год Наталья начала идти на поправку, давала интервью и участвовала в благотворительных акциях, но на сцену больше не выходила. Полностью выздороветь ей так и не удалось, к тому же, упав на прогулке, актриса получила травму головы. 15 мая 2005 года у Натальи Гундаревой произошел повторный инсульт, после которого она скончалась.