В годы учебы в Воронежском государственном институте искусств Наталья познакомилась с Глебом Борисовичем Дроздовым, главным режиссером Воронежского академического театра драмы имени А. В. Кольцова, а по совместительству заведующим кафедрой актёрского мастерства в институте. Глеб Борисович преподавал у них с третьего курса, а затем ставил дипломный спектакль «Трехгрошовая опера», где Наталья играла роль Люси.
Народная артистка РФ (1999).
Лауреат премии за лучшее исполнение женской роли на Всесоюзном театральном фестивале в Ленинграде (1977, за роль в спектакле «Любовь, джаз и черт»)
Лауреат премии за лучшую женскую роль на театральном фестивале в Костроме (за роль в спектакле «Горячее сердце»).
Наталья Дроздова родилась на севере Карелии, в маленькой деревушке Лоухи. Жила с родителями в собственном доме. Ходила в школу, где очень любила литературу. Мечтала ли стать актрисой? Конечно, как и все девушки, но эта мечта была абстрактной. А реально Наталье хотелось стать охотоведом. Ведь у нее было две собаки, и девушка с юных лет занималась охотой и рыбалкой…
После окончания школы Наталья пыталась поступить на охотоведческое отделение Иркутского сельскохозяйственного института, но там ей отказали. Оказывается, на эту специальность принимали только юношей. И тогда она отправилась в Ленинград: поступать на театральный факультет института театра, музыки и кино. Однако там она провалилась и была вынуждена вернуться домой.
Как бы сложилась ее судьба дальше, если бы не случай, не известно. Но только вскоре по приезду Наталья прочитала в газете о том, что в Воронеже открывается институт искусств. Экзамены там были сдвинуты на сентябрь. И Наталья решила рискнуть. Шел 1972 год…
В годы учебы в Воронежском государственном институте искусств Наталья познакомилась с Глебом Борисовичем Дроздовым, главным режиссером Воронежского академического театра драмы имени А. В. Кольцова, а по совместительству заведующим кафедрой актёрского мастерства в институте. Глеб Борисович преподавал у них с третьего курса, а затем ставил дипломный спектакль «Трехгрошовая опера», где Наталья играла роль Люси.
В 1975 году Наталья окончила институт и была принята в труппу Воронежского АДТ. Спустя год она стала женой Глеба Дроздова. Наталья Степановна рассказывает: «Я всегда много играла: все-таки жена главного режиссера. И конечно, набирала мастерства. Могу вспомнить Парашу в «Горячем сердце» Островского - за эту роль получила свою первую премию на фестивале в Костроме, Беатриче в пьесе «Любовь, джаз и черт» Грушаса, дочку в «Татуированной розе» Уильямса - главную роль в этой пьесе сыграла позже, когда повзрослела. Были еще роли в пьесах Рощина и Розова. В Воронеже я проработала семь лет..»
В 1984 году у Глеба Дроздова возник конфликт с местным партийным руководством. Он вынужден был покинуть город, а вслед за ним последовала и Наталья. Супруги перебрались в Ярославль. Там Глеб Борисович возглавил Ярославский академический театр драмы им. Ф.Г. Волкова, а Наталья, соответственно, стала актрисой.
По мнению Дроздова театр должен быть атакующим, в нем не должно быть скуки - она страшна для театра. Поэтому, возглавив Ярославский академический театр драмы, он взял курс на отказ от прежних традиций, освобождение от «академизма», отстаивая принцип зрелищности. Наталья Дроздова стала его опорой и музой в этом деле, помимо того раскрывшись, как актриса удивительного таланта, которой подвластны любые образы, и удивительной красоты. За четыре года работы в этом театре она сыграла Агафью Тихоновну в «Женитьбе» Гоголя, Зариму в пьесе Пашнева и Дроздова «Рождает птица птицу» и ряд других ролей. Одна из ее работ - роль Параши в «Горячем сердце» А. Островского была удостоена приза «За лучшую женскую роль» на театральном фестивале в Костроме.
Супруги Дроздовы проработали в Ярославле всего четыре года, но оставили о себе добрую память. Ярославские театралы впоследствии так оценили их совместное творчество: «Каждая работа - не просто глоток свежего воздуха, а настоящее освобождение от застоя духовного, и потрясающие режиссерские решения».
Не всем были по душе творческие изыскания Глеба Дроздова. Он опять не смог ужиться с местным партийным руководством, и весной 1988 года был уволен из театра. И тут на горизонте возник Тольятти…
В то время в Тольятти встал вопрос об открытии театра. Тольяттинское руководство бывало на аншлаговых спектаклях Дроздова, и потому не упустило возможности пригласить его к себе. Вслед за режиссером в Тольятти отправились его супруга Наталья Дроздова, часть труппы и студентов его курса из Ярославского театрального училища.
Наталья Степановна вспоминает: «…мы все так верили Дроздову, шли за ним. А он был абсолютно уверен, что все получится. Из Ярославля в Тольятти с ним приехали 11 человек. Остальную часть труппы составили ученики Дроздова: под эгидой ГИТИСа он создал при театре студию. Поначалу мне, привыкшей к традиционным театральным залам с ярусами и ложами, в местном ДК было немного не по себе. Но потом привыкла. Мы начали воспитывать своего зрителя, который полюбил наш театр, ходил на определенных артистов - как во всех нормальных театрах».
Новый театр, получивший название «Колесо», стал первым в России контрактным театром. В сложные 90-е годы, когда в стране театры закрывались один за другим, коллектив Глеба Дроздова успешно работал. Как бы оправдывая своё название, «Колесо» очень много гастролировал как по стране, так и за рубежом. За первые 12 лет работы театр 9 раз выезжал на зарубежные фестивали и гастроли в Англию, Болгарию, Венгрию, Францию, Югославию (дважды), Белоруссию, Литву, США (дважды).
Наталья Дроздова была в театре ведущей актрисой. За долгие годы работы она сыграла множество самых разных ролей: комедийных, острохарактерных и драматических. Актриса была занята в спектаклях: «Зыковы» (Софья), «Один на миллион. Пьяная ночь» (Симона), «Семейный портрет с дензнаками» (Катерина), «Наш городОК» (Миссис Гиббс), «Лес» (Гурмыжская Раиса Павловна), «Рандеву в море дождей» (Римма), «Подруга жизни» (Надежда Андреевна), «Фальстаф и Виндзорские насмешницы» (Миссис Куикли), «Король Лир» (Гонерилья, дочь Лира), «Зойкина квартира» (Зоя Денисовна Пельц) и многих-многих других.
Конечно, как супруга главного режиссера, Наталья Дроздова была в театре «избранной». Однако это родство налагало на нее и огромную ответственность. Актриса вспоминает: «Знала, что мы семья и что я должна вести себя скромно. Так я была воспитана Глебушкой. Хотя как актрису он меня ценил и выделял, давал действительно хорошие роли. Но вот однажды предложил мне сделать отдельную гримерку, и я отказалась: не захотела выделяться. Ко мне он всегда был более требовательным. И если требовалось устроить нечто показательное, то отыгрывался обычно на мне. И я терпела».
Благодаря своим ярким работам на сцене Наталья Степановна в 1990 году получила звание заслуженной артистки РСФСР, а в 1999 году - звание народной артистки России.
Помимо актерской деятельности Наталья Степановна занималась и преподавательской. Как она признается сама, многое в этом она переняла от своего мужа, старалась следовать его манере, системе.
В 2000-м году Глеб Дроздов ушел из жизни. Для театра «Колесо», получившего его имя, наступили непростые времена. В коллективе несколько раз менялись руководители. Наконец в 2011 году директором драматического театра «Колесо» стала Наталья Дроздова. Однако проработала она на этой должности недолго. Она рассказывает: «Я не скрывала, что хочу делать ставку на молодых. <…> … молодежь должна быть на сцене. На известного актера идут театральные гурманы, которых не так и много в городе. А на молодежь идут и молодые, и старые зрители. У меня был период, когда я мало что играла, на сцену выходили молодые Касилов, Назаренко, причем так мощно, талантливо… Обиды не было, поскольку наша цель лежала на поверхности: мы должны помогать, страховать молодых, воспитывать, подсказывать…» Наверное, это было не всем по душе. В ноябре 2012 года Наталья Дроздова покинула труппу драматического театра «Колесо», который носит имя ее мужа...
Покинув театр, Наталья Дроздова продолжила заниматься преподавательской деятельностью – она с 2005 года возглавляет кафедру «Актерского мастерства» в Волжском университете им. В.Н. Татищева.
В 2008 году Наталья Дроздова впервые снялась в кино: она сыграла роль бабы Шуры в сериале «Широка река». Актриса рассказывает: «Я очень волновалась, потому что я всё-таки театральная актриса, никогда не снималась. Думала, что буду бояться камеры, но попался очень хороший серьёзный оператор, он меня быстро научил приёмам, чтобы не чувствовать камеры». Помимо этого Наталья Степановна отметила великолепную атмосферу, сложившуюся на съемочной площадке.
Работа в сериале, несомненно, прибавила поклонников актрисе. Будут ли новые роли – покажет время.
2008 Широка река - сериал