Популярные личности

Наталия Ужвий

Украинская актриса
На фото Наталия Ужвий
Категория:
Дата рождения:
1898-09-08
Место рождения:
Любомль, Волынская область, Украина
Дата смерти:
1986-07-22
Место смерти:
Киев, Украина
Гражданство:
Украина
Читать новости про человека
Биография

Биография

Выдающаяся украинская советская театральная и киноактриса. Народная артистка СССР (1944). Герой Социалистического Труда (1973). Лауреат трёх Сталинских премий (1946, 1949, 1951). Лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко (1984). Член ВКП(б) с 1945 года.


Родилась в крестьянской семье на Волыни. Была старшей дочерью в многодетной семье (у Наталии было пять братьев и две сестры). В поисках лучшей жизни отец устроился на работу на железную дорогу под Варшавой. До 1912 семья жила в поселке Брудно близ Варшавы. Там Наталия посещала железнодорожное, а затем городское училище. С 1915 работала учительницей. В годы революции семья перебралась в Золотоношу (современная Черкасская область). Здесь Наталия впервые приняла участие в спектаклях любительского драматического кружка. В 1922 году кружок был преобразован в передвижной театр при Наркомате просвещения УССР.

В 1922 Наталия развелась с первым мужем и уехала в Киев. Там она была зачислена во второй состав Первого театра УССР имени Шевченко. В театре Ужвий встретилась с известным актером Иваном Марьяненко, который стал ее наставником в актерском мастерстве. В 1925-1926 – ведущ

ая актриса Одесского государственного драматического театра.

Период «Березиля»

В 1926 поступила в Харьковский театр «Березиль», которым руководил Лесь Курбас. Начался один из самых плодотворных периодов в творческой жизни актрисы. Она становится ведущей актрисой театра. На сцене театра Курбаса Ужвий сыграла около тридцати главных ролей: Оксана («Гайдамаки» по Шевченко, 1926), Фруманс («Золотое чрево» Кроммелинка, 1926), Магельон («Король забавляется» Гюго, 1927), Джулия («Заговор Фиеско в Генуе» Шиллера, 1929), Тетя Мотя («Мина Мазайло» Кулиша, 1929), Небаба («Диктатура» Микитенко, 1930), Олена Череда («Кадры» Микитенко, 1931), Маклена («Маклена Граса» Кулиша, 1933), Оксана («Гибель эскадры» Корнейчука, 1933), Улька («Бастилия Божьей Матери» Микитенко, 1934), Лида («Платон Кречет» Корнейчука, 1935), Маруся («Дай сердцу волю, заведет в неволю» Кропивницкого, 1936)

и другие. Для творчества Ужвий характерны реалистически углубленное раскрытие психологии героинь, созданные ею образы отличаются одухотворенной поэтичностью, взволнованностью, исполнены глубоких чувств и мыслей, сочетают целостность, пластичность с филигранной отшлифованностью.

Приехав в Харьков, который был столицей УССР, Ужвий оказалась в центре художественной и политической жизни республики, стала активным участником процесса украинского культурного возрождения. В 1926 году она вышла замуж за украинского писателя, лидера футуристов Михайля Семенко. В 1927 у них родился сын Михаил. C 1930 семья жила в знаменитом доме кооператива литераторов «Слово» в Харькове.

Успешно развивается и кинокарьера Ужвий. Она сыграла роли в фильмах «КПК» (1925), «Тарас Шевченко» (1926), «Тарас Трясило» (1927). Наталия Ужвий позировала скульптору Манизеру для фигуры Катерины на многофи

урном памятнике Шевченко в Харькове (1933-1935).

Начало политических репрессий против деятелей украинской культуры затронуло и Ужвий. В 1933 она была втянута в кампанию «разоблачения» Курбаса, вынуждена была подписывать письма с его осуждением. Был арестован муж актрисы писатель Семенко (в этот момент они были уже в разводе). В 1937 Курбас и Семенко были расстреляны, погибли в результате репрессий и два брата актрисы.

Киевский период

В 1936 году Ужвий покидает разгромленный театр «Березиль» и переезжает в Киев. С этого момента и до конца жизни она актриса Киевского государственного академического украинского драматического театра имени Франко. На сцене этого театра под руководством режиссера Гната Юры глубоко раскрываются новые грани самобытного таланта актрисы. От экспериментального новаторства Курбаса она переходит к классической манере и достигает в этом не

меньшего успеха. Выдающимся достижением стали роли Елизаветы («Дон Карлос» Шиллера, 1936), Марины Мнишек («Борис Годунов» Пушкина, 1937), Софии («Последние» Горького, 1937), Варьки («Бесталанная» Карпенко-Карого, 1937), Маруси («Ой, не ходи, Грицю ...» Старицкого, 1938), Тугиной («Последняя жертва» Островского, 1939), Анны («Украденное счастье» Франко, 1940), Беатриче («Много шума из ничего» Шекспира, 1940). Лучшая киноработа Ужвий этого периода – солдатка Евдокия в фильме «Выборгская сторона» (1938).

Актриса находит и свое личное счастье. В 1936 году она соединяет судьбу с актером Евгением Пономаренко, с которым прожила до своей смерти.

Во время войны вместе с театром находилась в эвакуации в Тамбове, затем в Семипалатинске и Ташкенте. Крупнейшим достижением актрисы в кино стала героико-драматическая роль партизанки Олены Костюк в фильме «Радуга» (1944, Сталинская

премия первой степени, 1946).

В 1951 актриса пережила еще одну личную трагедию – после тяжелой болезни умер ее единственный сын Михаил Семенко.

В послевоенный период Ужвий – признанный мастер сцены: Раневская («Вишневый сад» Чехова, 1946), Ольга («Макар Дубрава» Корнейчука, 1948, Сталинская премия второй степени, 1949), Кручинина («Без вины виноватые» Островского, 1948), Ванина («Житейское море» Карпенко-Карого, 1948), Наталия Ковшик («Калиновая роща» Корнейчука, 1950, Сталинская премия второй степени, 1951), Любовь Яровая («Любовь Яровая» Тренёва, 1951), Анна Олсен («На грани ночи и дня» Якобсона, 1951), Глафира («Егор Булычев и другие» Горького, 1952), Анна Андреевна («Ревизор» Гоголя, 1952), мадам Стессель («Порт-Артур» Попова и Степанова, 1952), Барлаковская («Петербургская осень» Ильиченко, 1954), Маскалева («Дядюшкин сон» по Достоевскому, 1956), Филумена Мар

урано («Филумена Мартурано» Де Филиппо, 1957), Катерина («Почему улыбались звезды» Корнейчука, 1957), Анна фон Рихтер («Остановитесь» Рачады, 1965), Танкабике («В ночь лунного затмения» Карима, 1967), Люси Купер («Уступи дорогу завтрашнему дню» Дельмар, 1970), Роза Александровна («Ретро» Галина, 1982) – за две последние Национальная премия Украины имени Тараса Шевченко (1984). Ужвий сыграла в одной из первых лент Параджанова «Украинская рапсодия» (1961).

Член КПСС (1945). В 1954-1971 председатель Украинского театрального общества.

В 1973 удостоена звания Героя Социалистического Труда. Награждена четырьмя орденами Ленина, орденом Дружбы Народов, четырьмя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Знак Почета.

Умерла в Киеве. Похоронена на Байковом кладбище. После смерти актрисы на доме, где она жила в Киеве, установлена мемориальная доска. Именем Наталии Ужвий

названы улицы в Киеве и Харькове, дом ветеранов сцены в Пуще-Водице под Киевом.

Роли в кино

1925 — П. К. П. — Галина Домбровская, польская шпионка

1926 — Тарас Шевченко — Ярина

1927 — Тарас Трясило — Марина

1935 — Прометей — Настасья Макаровна

1936 — Я люблю — Горпина

1937 — Назар Стодоля — Стеха

1938 — Выборгская сторона — солдатка Евдокия Козлова

1938 — Кармелюк — Оляна

1938 — Митька Лелюк — жена кузнеца

1940 — Майская ночь — свояченица

1942 — Партизаны в степях Украины — Пелагея Часнык

1944 — Радуга — Олена Костюк

1951 — Тарас Шевченко — Ярина, сестра поэта

1952 — Украденное счастье — Анна

1953 — Калиновая роща — Наталия Ковшик

1954 — Земля — Мария Федорчук

1955 — Пламя гнева — Ганна Золотаренко

1956 — Без вести пропавший — Марфа

1956 — Триста лет тому — Варвара

1961 — Украинская рапсодия — Надежда Петровна

1971 — Пой песню, поэт — мать Есенин



Поделиться: