"Я не была к кино так привязана. Я в кино играла для радости! Когда снималась у Лунгина и в «Такси-блюз», и в «Свадьбе» — помню только ощущение легкости и радости! Радость именно от этой непривязанности к кинематографу."
Начало
Наталья Коляканова родилась в Оренбурге. Окончив в 1978 году Иркутское театральное училище, она поступила в местный драматический театр им. Н.П. Охлопкова. Одной из первых ее ролей была Ирина в «Трех сестрах».
Дебют в кино для Натальи Колякановой оказался несколько неожиданным. В 1983 году на спектакль «Воспоминание» пришел известный поэт и режиссер Евгений Евтушенко. Он обратил внимание на неординарную актрису и предложил ей сняться в своем автобиографическом фильме «Детский сад».
Наталья Борисовна вспоминает: «После спектакля ко мне подошел и сказал: «Знаете, в фильме все роли распределены, мы уже снимаем, но я бы хотел и вас поснимать, может, хоть в массовке». Я, конечно, пришла, в сцене свадьбы что-то там притоптывала, приплясывала, пела частушку. Хорошо запомнила момент, когда поняла: то, что делаю, фиксируется пленкой, сделанное не уходит в песок, а останется, и смотреть можно будет бесконечно. И эту магию кино я ощутила всем существом».
Анатолий Васильев
Однако настоящий дебют в кино состоялся много лет позже – в 1990 году. А тем временем Наталья Коляканова поступила в ГИТИС на заочный актерско-режиссерский курс к Марку Анатольевичу Захарову. Уже на первом курсе Захаров передал курс знаменитому театральному режиссеру Анатолию Васильеву.
Васильев руководил театром «Школа драматического искусства», где параллельно с учебой (ГИТИС она окончила в 1993 году) и стала работать Коляканова. За одиннадцать лет работы она сыграла множество различных ролей: и Настасью Филипповну, и Лебядкину, и Чайку, и Раневскую, и донну Анну. Театр Васильева Коляканова покинула в 1998 году. Актриса признается, что все эти годы театр был ее самой большой страстью: «…я могла играть спектакль со страшнейшей пневмонией. С ужаснейшей температурой! Я так играла и жила каждый день. У меня вообще уже никакого здоровья играть не было. А я все играла, играла и играла».
90-годы. Кино
Театр же и привел вновь Наталью Коляканову в кино. Она вспоминает: «Когда мы играли «Шесть персонажей в поисках автора» Пиранделло, я ходила по зрительному залу и присаживалась на колени мужчинам, заигрывала с ними. Во всех странах, куда приезжали, обязательно подсаживалась к какому-нибудь мэру, каким-то нюхом его вычисляла, и весь зал ахал. Так меня потянуло и к Лунгину, а его притягивают страстные натуры, он любит говорить: играй так, будто шампанское открыли».
Павел Лунгин предложил актрисе роль в своей картине «Такси-блюз». Коляканова Павла удачно вписалась в колоритную подборку странноватых московских лиц. Ее беспрестанно хохочущая продавщица Кристина была подобна шальной стремительной искре.
В том же году Наталья Коляканова снялась в сложной по стилистике и содержанию драме Олега Морозова и Андреаса Шмидта «Ленинград. Ноябрь», а также у уже знакомого Евгения Евтушенко в его ретро-драме «Похороны Сталина», где сыграла мать Жени.
На актрису тут же обратили внимание, о ней заговорили, отмечая ее необыкновенную манеру игры. Но для самой Натальи Колякановой главным приоритетом в жизни оставался все же театр. А кино…
«Я не была к кино так привязана. Я в кино играла для радости! Когда снималась у Лунгина и в «Такси-блюз», и в «Свадьбе» — помню только ощущение легкости и радости! Радость именно от этой непривязанности к кинематографу. Знаешь, как жена, которая изнемогает от ответственности и обязанностей перед мужем, она так измучена, и вдруг у нее появляется любовник, к которому она с радостью бежит! У меня на съемках было ощущение, что я на стороне нашла любовника. Поэтому все, что я там делала, я делала играючи, я ни к чему не была привязана».
В 90-е годы она снялась лишь в нескольких фильмах, но все эти роли были сделаны с высоким профессионализмом, отличающим опытную театральную актрису. Такой, например, была ее роль сорокалетней Али в картине Александра Сухочева по сценарию Ренаты Литвиновой «Принципиальный и жалостливый взгляд». Наталья Коляканова идеально воплотила сосредоточенность героини на себе, бестелесность ее существования, ее пустеющую жизнь.
При этом актриса очень органично смотрелась не только в сложных психологических картинах, но и в комедиях («Новый Одеон») или в мелодрамах («Прорва», где она сыграла томную нежную балерину).
Как и прежде, Наталья Коляканова снимается не очень часто. Но каждый раз ее работы не остаются незамеченными, как, например, в картинах Павла Лунгина «Свадьба» и «Олигарх». Прекрасное комедийное дарование актриса продемонстрировала в лирической комедии «Слушатель», сыграв жену Федулова.