Русская оперная и концертно-камерная певица, обладательница прекрасного лирического колоратурного сопрано с особенно высокой тесситурой и невероятно чистым тембром. Жена и муза выдающегося русского художника Михаила Александровича Врубеля (Mikhail Aleksandrovich Vrubel).
Надежда Ивановна Забела родилась 20 марта (1 апреля) 1868 года в Ковно (Kovno), в семье Ивана Петровича Забела (Ivan Petrovich Zabela). Ее отец в юности сам неплохо рисовал и интересовался искусством. Затем он сделал карьеру на государственной службе, но продолжал увлекаться музыкой и живописью и дочерей своих, Екатерину Ивановну (Yekaterina Ivanovna Zabela) и Надежду Ивановну, воспитал в атмосфере искусства. Позже будущий его зять, Михаил Врубель, написал с него свое известное панно 'Богатырь'. Екатерина, сестра Надежды, стала женой их двоюродного брата, Петра Николаевича Ге (Petr Nikolaevich Ge), известного искусствоведа, младшего сына художника Николая Николаевича Ге (Nikolai Nikolaevich Ge) и Анны Петровны Забела (Anna Petrovna Zabela), их родной тетки, младшей сестры их отца.
Надежда, обладавшая прелестным голосом, решила учиться пению, родные это ее желание всячески поддерживали. В 1891 году она окончила Санкт-Петербургскую консерваторию (Saint Petersburg Conservatory), где занималась в классе Натальи Ирецкой (Natalia Iretskaya). Она также училась в Париже (Paris) у Матильды Маркези де Кастроне (Mathilde Marchesi de Castrone), одной из самых известных преподавательниц вокала своего времени. Надежда Ивановна дебютировала в 1893 году в оперной труппе И.Я. Сетова (I. Setov) в Киевском оперном театре (Opera of Kiev).
В оперном сезоне 1894-1895 она пела в Тифлисе (Tiflis), в следующем году выступала в Санкт-Петербургской частной опере (St. Petersburg Private opera), и сезон 1896-1897 провела, выступая в Харькове (Kharkov).
С 1897 по 1904 год Забела была ведущим сопрано Частной русской оперы (Private Russian Opera) промышленника и мецената Саввы Мамонтова (Savva Mamontov), а с 1904 по 1911 год в качестве солистки выступала в Мариинском театре (Mariinski Theatre) Санкт-Петербурга (St. Petersburg).
В конце 1895 года, на репетициях оперы 'Гензель и Гретель' (Hänsel und Gretel) немецкого композитора Энгельберта Xампердинка (Engelbert Humperdinck), Надежда Ивановна познакомилась с Врубелем, который хоть и вел себя чрезвычайно экспансивно, произвел на нее хорошее впечатление. Врубель влюбился сразу, едва услышав ее голос, тем более, что на сцене было темно, и видеть ее он мог едва ли. Художник практически сразу сделал ей предложение, и вскоре Надежда Ивановна стала его невестой. Летом 1896 года они поженились в Женеве, Швейцария (Geneva) и потом провели некоторое время в Люцерне (Lucerne). С т
ого момента, как Врубель увидел Надежду Ивановну впервые, она стала его единственной музой. Художник оставил целую серию ее портретов, запечатлевших певицу и в обычной жизни, и в сказочных образах, облаченную в фантастические костюмы, которые, кстати, тоже создавал Врубель. С тех пор, как Забела стала женой Врубеля, только он один мог работать над ее гримом, костюмами и декорациями заодно.
Увы, семейная жизнь не принесла Надежде Ивановне долгого счастья. В 1901 году родился их долгожданный первенец, сын Савва (Savva Vrubel). Малыш страдал небольшим дефектом верхней губы, известным как заячья губа, и это погрузило его отца в пучину меланхолии – он, по молодости заразившийся дурной болезнью и долго лечившийся от нее, считал себя виновным в несчастье ребенка.
В 1902 году Надежда Ивановна начала замечать признаки подкрадывающегося безумия мужа, но затем ему стало лучше, и Врубели всей семьей отправились на юг. Маленький Савва в дороге простудился, и через несколько дней малыша не стало. Вскоре Врубеля снова начали терзать его внутренние демоны. Знаменитый психиатр, доктор Бехтерев (Bekhterev), подтвердил, что болезнь неизлечима, и свои последние годы художник провел в психиатрических клиниках. Жена поддерживала его, как могла, до самой его смерти в 1910 году.
Надежда Ивановна ненадолго пережила самых своих любимых людей. В 1913 году, в годовщину смерти мужа, вернувшись из поездки, она поспешила на кладбище и сильно простудилась. Болезнь обострила дремавший в легких туберкулезный процесс, после чего все закончилось очень быстро. 21 июня (4 июля) 1913 года у нее хлынула горлом кровь, и 45-летняя Забела скончалась. Ее похоронили рядом с мужем.
Надежда Ивановна была любимой исполнительницей Римского-Корсакова (Nikolai Rimsky-Korsakov), написавшего специально для ее волшебного голоса ряд произведений. Она пела Гориславу (Gorislava) в 'Руслане и Людмиле' (Ruslan and Lyudmila), Татьяну (Tatiana) в 'Евгении Онегине' (Eugene Onegin), Марию (Maria) в 'Мазепе' (Mazeppa), Волхову (Volkhova) в 'Садко' (Sadko), Царевну-Лебедь (Swan Princess) в 'Сказке о царе Салтане' (The Tale of Tsar Saltan), Снегурочку (The Snow Maiden), Марфу (Marfa) в 'Царской невесте' (The Tsar's Bride), Февронию (Fevronia) в 'Китеже' (Kitezh), а также многие роли из репертуара зарубежных композиторов – в том числе, Маргариту (Margarita) в 'Фаусте' (Faust), Недду (Nedda) в 'Паяцах' (Pagliacci), 'Дездемону' (Desdemona) в 'Отелло' (Otello)