В Советском Союзе статус стюардессы был лишь немногим ниже, чем у киноактрисы или эстрадной певицы. Молодые и красивые девушки в элегантной униформе с приветливыми улыбками казались настоящими небожительницами. О них писали пьесы, снимали кинофильмы, им посвящали песни. Одна из таких песен – 'Звездочка моя ясная' - была настоящим хитом танцевальных вечеринок семидесятых годов. Однако не все из танцующих знали, что пронзительно-грустные слова и мелодия этой песни посвящены трагической гибели стюардессы, или, говоря официальным языком, бортпроводника Надежды Владимировны Курченко.
Надя Курченко родилась 29 декабря 1950 г. в Алтайском крае. Ее детство – это густые леса возле родной деревни Ново-Полтава (Ключевский район), отличные оценки в школе, большая и дружная компания сверстников. Позже семья Нади перебралась на родину матери, Генриетты Семеновны, в село Понино Глазовского района (Удмуртия). Налаживать жизнь на новом месте было непросто – алкоголизм отца, две младших сестренки и брат. Учиться Наде пришлось в Глазовской школе-интернате. Однако она стала одной из лучших учениц в школе, очень любила стихи и прекрасно их декламировала. Красивая синеглазая Надя была бессменной Снегурочкой на новогодних утренниках, а поступив в комсомол, стала пионервожатой в младших классах, организовывала походы, выпускала стенгазету. Для Надежды комсомольский билет не был пустой формальностью, а понятия 'совесть' и 'долг' - не просто словами.
Трудно сказать, почему девочка из удмуртской деревни решила связать свою судьбу с авиацией. Однако после окончания школы Надя уехала в далекий южный город Сухуми, где начала работать сначала в бухгалтерии аэропорта, а когда ей исполнилось 18 лет, перешла на работу бортпроводницы. Девушка быстро освоила технические тонкости своей профессии и умела ладить с самыми беспокойными пассажирами. Ее школьное увлечение туризмом продолжалось и на новом месте – она стала ответственной за спортивную работу в авиаотряде, организовывала увлекательные походы по окрестностям Сухуми и даже сдала нормативы на значок 'Турист СССР'. В первый же год работы пришло и первое серьезное испытание – пожар на борту самолета и необходимость его посадки с одним двигателем. За безупречное выполнение своих обязанностей в аварийной ситуации Надежду Курченко наградили именными часами.
У Надежды было много планов – поступление в юридический институт, замужество со школьным другом Владимиром Борисенко. В мае 1970 года Надежда приехала в отпуск к родным. Договорились, что свадьбу сыграют на ноябрьские или новогодние праздники. А 15 октября девушка отправилась в свой последний вылет.
Рейс 244 от Батуми до Краснодара с посадкой в Сухуми считался коротким и несложным, от Батуми до Сухуми всего лишь полчаса лета. На борт АН-24 поднялось 46 человек. Среди них были мужчина средних лет с пятнадцатилетним сыном – Пранас и Альгирдас Бразинскасы. Через десять минут после взлета сидевший рядом со служебным отсеком Бразинскас-старший подозвал Надежду Курченко и велел ей отнести в кабину пилотов конверт с запиской. Машинописный текст содержал требование изменения маршрута и угрозу смерти в случае неповиновения. Увидев реакцию стюардессы, мужчина соскочил с кресла и ринулся к кабине пилотов. 'Сюда нельзя, вернитесь!' - закричала Надежда, преградив ему путь. Она успела крикнуть 'Нападение' и упала – бандиты начали стрелять. Под угрозой взрыва самолета раненым пилотам пришлось направиться к аэропорту Трабзон. Турецкие власти были снисходительны к угонщикам – отсидев небольшой срок и освободившись по амнистии, они перебрались в США, но это уже совсем другая история.
Надежда Курченко была похоронена в Сухуми – в форме стюардессы и с комсомольским значком; через 20 лет по просьбе ее матери прах был перезахоронен в Глазове. Именем Надежды назвали танкер, пик Гиссарского хребта и планету в созвездии Козерога. Кроме того, после гибели бортпроводницы Курченко были коренным образом изменены правила безопасности пассажиров при авиаперелетах и ужесточены нормы международных законов против воздушного терроризма.