Веб-студия 'Лига' специализируется на проектировании, создании, продвижении и поддержке веб-сайтов. Что, уже скучно? Неудивительно; веб-студии в наше время работают на каждом углу – и чуть ли не каждый старшеклассник, освоивший руководство по HTML, норовит открыть новую. Есть ли в компании 'Лига' Надежды Глуховой хоть что-нибудь, выделяющее её на фоне конкурентов?
На самом деле, 'Лига' отличается от конкурентов сразу двумя особенностями. Во-первых, компания ориентируется на сравнительно недорогой, 'бюджетный' уровень проектов; во-вторых, работает эта компания удаленно – причем не только с клиентами, но и с сотрудниками. Собственно, именно удаленный формат и позволяет Надежде выставлять сравнительно низкие цены – в бюджете её детища просто-напросто отсутствует целый ряд весьма жадных статей расхода. Ориентируется Глухова в первую очередь на клиентов, дорогой сайт позволить себе просто не способных (или не желающих) – вроде начинающих предпринимателей.
На воплощение идеи в жизнь у Глуховой ушло два месяца. Около недели Надежда работала над базовым бизнес-планом; еще неделя ушла на регистрацию ИП. Остальное время Глухова работала над собственным сайтом. В общей сложности на все у Надежды ушло 4200 рублей – 1500 за регистрацию ИП, 300 рублей за домен, 2400 – за хостинг. Столь небольшие вложения удалось окупить первым же заказом, поступившим Надежде уже через десять дней после начала работы.
Рентабельность веб-студий – вопрос довольно сложный; впрочем, очевидно, что веб-студия, построенная на использовании удаленных сотрудников и фрилансеров может выдавать рентабельность куда более высокую. Практика показывает, что у обычных студий – с офисом и сотрудниками на окладе – рентабельность составляет порядка 40%.
Многие моменты пришлось изучать, что называется, на ходу. Некоторое время Надежда не могла определиться с дизайном веб-сайта компании – клиенты в основной своей массе падки на яркие цвета, тогда как самой Глуховой больше импонировали сравнительно мягкие, спокойные варианты оформления. Именно веб-сайт, кстати, стал для 'Лиги' основным источником клиентов – в общей сложности через него в компанию приходит 80% покупателей. Более традиционные формы рекламы – вроде бумажных объявлений на столбах – показали себя достаточно малоэффективными и вскоре были отринуты за ненадобностью.
Ряд проектов Надежда Глухова выполняет сама – полностью, от поиска клиента, до разработки сайта; часть задач выполняют удаленные сотрудники. Менеджеры, специализирующиеся на поиске заказов, получают 30% от его стоимости, работающие над сайтом фрилансеры – 40%; таким образом, прибыль студии в целом может упасть до 30% минимум. Работу с фрилансерами Надежда ведет максимально аккуратно; потенциальные сотрудники подписывают агентский договор, определяющий не только порядок оплаты, но и права и ответственность обеих сторон.
Разумеется, одной из наиболее животрепещущих проблем в этой отрасли является конкуренция – как признается сама Наталья, сейчас в индустрии разработки сайтов тесно, как никогда. Впрочем, пока что Глухова успешно привлекает клиентов сравнительно низкими ценами. В будущем Наталья подумывает создать собственную IT-компанию и запустить сайт с бесплатными уроками по разработке и продвижению сайтов; подумывает предпринимательница и о ряде благотворительных проектов. В общем и целом в будущее Наталья Глухова смотрит с оптимизмом – один успешный проект ей запустить уже удалось, значит и в будущем все получится; главное – верить в себя и не бояться активно действовать.