Хайруддинов Мухиддин Айиддинович - доктор педагогических наук, профессор, академик Международной славянской академии образования им. Я.А. Коменского. Заведующий кафедрой инклюзивной педагогики и андрагогики Крымского республиканского института последипломного педагогического образования.
Хайруддинов Мухиддин Айиддинович. родился 16 марта 1953 года в Республике Узбекистан. Отец Хайредин Аедин огълу, уроженец г. Евпатории (г. Кезлев), Украина, Крым). Мать - Мунире Дервиш къызы (д. Бай-Къыят Акъмечитского р-на Крыма).
Образование высшее: окончил среднюю школу № 14 имени М.В. Ломо
носова (Кургантепинский район Андижанской области в 1970 г.; исторический факультет Ферганского государственного педагогического университета с отличием (г. Фергана, Узбекистан, 1978 г.); обучение в аспирантуре и защита диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (г.Москва,
1985 г.), защита диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук (г.Киев, 2003 г.); избран академиком (действительный член) Международной славянской академии образования им. Я.А. Коменского (Киев, 2005 г.
В 1971-1973 гг. служба в рядах Северного флота СССР (г. Мурманск), н
ыне офицер запаса.
В 1979–1992 гг. работал в Ферганском государственном педагогическом университете им. М.Улугбека в качестве преподавателя, заведующего кафедрой теории и истории педагогики, декана факультета русского языка и литературы с отделением иностранных языков, проректора по учебной работ
е университета.
В 1992 г. доцент кафедры педагогики и психологии Крымского республиканского института повышения квалификации и переподготовки кадров образования.
В 1994-2005 гг. работал заведующим кафедрой педагогики и психологии, деканом педагогического факультета, проректором по научной работ
е, проректором по учебной работе и первым проректором Республиканского высшего учебного заведения “Крымский инженерно-педагогический университет”.
В 2005-2007 гг. профессор кафедры педагогики Таврического национального университета имени В.И. Вернадского.
С 2007 года по настоящее время заведует
кафедрой инклюзивной педагогики и андрагогики Крымского республиканского института последипломного педагогического образования.
Семейное положение: Супруга Ашурова Надие работает методистом КРИППО. Дети: Мурад – преподаватель информатики, частный предприниматель; Ахтем – инженер, работает менедж
ером; Эльмаз - аспирант ТНУ им. Вернадского; Мурадие - студентка ТНУ.
Хайруддинов М.А. принимает активное участие в общественно-политической жизни Крыма: он инициировал создание Ассоциации крымскотатарских работников образования «Маарифчи» („Освіта” (1996 г.) и Крымского отделения Всеукраинс
кого общества историков педагогики (2001 г.).
Хайруддинов М.А. профессионально занимается научно-педагогической деятельностью и является исследователем новой отрасли педагогической науки – этнопедагогики. Им опубликованы более 170 научных работ, в том числе учебные пособия и монографии; четыре из
которых изданы под грифом Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины и Министерства образования и науки, молодежи Крыма.
Награжден знаком «Відмінник освіти України" (2003), почетным званием «Заслуженный работник образования Автономной Республики Крым» (2003 г.). За работы в об
ласти крымскотатарской этнопедагогики награжден почетным знаком и грамотой Президиума НАН Украины (№63 от 23.02.2001 г.).
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ:
1. Использование педагогических идей учителей – новаторов в школьной практике. – Фергана, 1988. – 36 с.;
2. Взаимосвязь обучения и воспи
тания в узбекской школе. – Фергана, 1990. – 52 с.
Педагогика. Учебник для вузов. - Симферополь: Таврида, 1996. – 254 с. (в соавторстве);
3. Мудрость веков: Кн. 1. - Севастополь: Экоси-Гидравлика, 1996. - 132 с.
4. Самостоятельная работа студентов по педагогическим дисциплинам. – Симферополь:
Изд–во «МИГ», 1998. – 214 с.;
5. Учебно-воспитательный процесс в школе с родным языком обучения. Методические рекомендации для учителей начальных классов с крымскотатарским языком обучения. Симферополь: Фонд «Відродження», 2000. – 256 с.
6. Мудрость веков. Часть ІІ. – Симферополь: Крымское у
чебно-педагогическое государственное издательство, 2000. – 192 с.;
7. Школа ума и сердца.– Симферополь: СОНАТ, 2000. – 192 с.;
8. Учебно-воспитательный процесс в педвузе. - Сімферополь, 2000. – 256 с.
9. Кичик мектеплилерни инкишаф эттириджи окъутувынынъ эсаслары. – Симферополь: Доля, 2001. – 11
2 с.;
10. Этикет крымских татар. Эдепнаме. – Сімферополь: СОНАТ, 2001. – 288 с. (в соавторстве);
11. Этнопедагогика крымскотатарского народа. – Киев.: Наук. свiт, 2002. – 335 с.;
Современные образовательные технологии. – Симферополь: Издательство «Тарпан», 2003. – 128 с.;
12. Поликультурное
образование и национальная школа: Материалы «круглого стола» научно-методического журнала «Педагогика», Белогорск (Украина, Крым), 18-19 ноября 2004 г. – Симферополь, 2004. – 158 с.
13. Крымскотатарское национальное и правозащитное движение: истоки, эволюция. Сборник докладов международной научно-
практической конференции, посвященной 60 летию М.Джемилева/ Под ред..М.А. Хайруддинова. — Симферополь: Доля, 2004. -320с.;
14. Концепция образования на крымскотатарском языке в Автономной Республике Крым (1996, 2006), утвержд. Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым 20.10.2010 №
1915-5/10.
15. Инновационные технологии в образовании. Монография. - Симферополь: Доля, 2010. - 166 с.;
16. Этикет крымских татар. Эдепнаме. Учебное пособие, 2-е изд. переработанное и дополненное (в соавторстве)- Симферополь: ИД «Тезис», 2010. Учебное пособие – 304 с.;
Методология научного исс
ледования.- Симферополь: Симферопольская городская типография, 2011. – 143 с.
17. Деревни Таханкута (Тархан койлери): Бай-Кият, Киргиз-Казак, Отуз, Ток-Джол, Тавака. Историко-краеведческое издание. – Симферополь: Издательство «Тарпан», 2012. – 312 с.
18. Основы исламской культуры Крыма. Учебное по