Благодаря его сильной тяге к знаниям и учебе, он стал большим ученым. Он изучил множество шариатских наук.
Шейх Мухаммад-афанди Яраги родился в 1191 году Хиджре ( 1777г.), 2-го числа месяца Зуль-Каада, во вторник, в селении Яраг, расположенном на юге Дагестана, в семье ученого.
Благодаря его сильной тяге к знаниям и учебе, он стал большим ученым. Он изучил множество шариатских наук.
В Дагестане не было человека, превосходящего его по знанию Корана. Его глубокие познания, которые даровал ему Аллах, стали причиной того, что со всех концов Дагестана к нему потянулись мюриды. Его имя стало знаменитым в Турции, Бухаре и Персии. Он был примером совершенства служения и поклонения ВСЕВЫШНЕМУ. Мухаммада Яраги учил бесконечной любви к АЛЛАХУ и благосклонному отношению к людям.
Шу’айб-афанди аль-Багини, куддисса сирруху, пишет о Мухаммаде аль-Яраги:
«Шейх Исмаил-афанди сказал однажды шейху Хасмухаммаду-афанди: «Сынок, Воисти¬ну, в Дагестане я видел мужчин, которые готовились к прибытию, и среди них я увидел самого совершенного и сведущего наставника – Мухаммада-афанди аль-Яраги. Если бы ты уехал к нему, ходил бы с ним, став его учеником, то ты был бы провожатым в его прибытии».
И отправился шейх Хасмухаммад, куддисса сирруху, к нему. Он пробыл у него долгое время, став его учеником (Мухаммад аль-Яраги не знал положения Хасмухаммада-афанди).
Затем он вернулся к Исмаилу-афанди. Получив от него информацию, Исмаил-афанди велел ему вновь вернуться к учителю.
Однажды Хасмухаммад сказал. Мухаммаду Яраги: «Воистину, я знаю совершенного наставника». Аль-Яраги спросил: «Кто он?» Хасмухаммад ответил: «Мой шейх, шейх Исмаил-афанди аш-Ширвани аль-Курдумери. Я имею от него иджаза (разрешение на наставничество), и как вы пожелаете – так и будет».
Шейх Исмаил-афанди, куддисса сирруху, прислал ему письмо, в котором сообщал, что шейх Хасмухаммад-афанди аш-Ширвани, куддисса сирруху, – его помощник и что он обладает знаниями, да-рованными ему Всевышним.
«Если ты, мой брат Мухаммад-афанди аль-Яраги, что-то захочешь узнать от меня, – говорилось в письме, – то ты это найдешь у Хасмухаммада. Если ты поверишь ему, будешь предан ему, то ты достигнешь того, чего не увидеть глазами, не услы¬шать ушами и не почувствовать сердцем. Воистину, он воссоединил мою духовность со своей».
Когда шейх аль-Яраги, куддисса сирруху, прочел слова шейха Исмаила-афанди, успокоились его сердце и душа. Он обратился с просьбой к шейху Хасмухаммаду-афанди, куддисса сирруху, обучить его основам Накшбандийского тариката, как обучал того шейх Исмаил-афанди, куддисса сирруху, – и тот сделал это.
Хасмухаммаду-афанди, куддисса сирруху, открыл ему все стоянки (макам) и состояния (халь). Аль-Яраги, куддисса сирруху, достиг всех стоянок в течение двух лет. Достигнув высшей ступени, он отправился к самой совершенной стоянке. Шейх Хасмухаммад, куддисса сирруху, разрешил ему воспитывать мюридов после полного благословения и указания всех шейхов.
Сообщил нам один из верных людей, что шейх Мухаммад аль-Яраги, куддисса сирруху, является совершенным человеком. Население вилайата Куралийа повиновалось ему. Он стал широко известен среди людей.
Затем услышал эту новость, узнал о повиновении ему и следовании за ним казикумухский Аслан Хусейн-хан, в чьем подданстве было большинство населения аль-Куралийа.
Это было тягостным для хана. Он возненавидел шейха Мухаммада-афанди аль-Яраги, куддисса сирруху. Аслан Хусейн-хан преследовал его, запрещал людям следовать за ним.
На защиту Мухаммада аль-Яраги встал шейх Джамалуддин-афанди Казикумухский, , куддисса сирруху, бывший в то время писарем у хана.
Он прибыл к шейху аль-Яраги, куддисса сирруху, и стал учиться у него. Мухаммад аль-Яраги, куддисса сирруху, произвел на него большое впечатление. Аль-Яраги, куддисса сирруху, начал обучать его зикру и молитвам. Затем шейх Джамалуддин, куддисса сирруху, вернулся в Казикумух и несколько дней скрывался от хана.
Хан и народ были удивлены, что шейх Джамалуддин-афанди, куддисса сирруху, с его уровнем стал одним из мюридов шейха Мухаммада-афанди аль-Яраги, куддисса сирруху,
По приказанию хана шейх Джамалуддин, куддисса сирруху, был доставлен во дворец. Когда он прибыл, хан посмотрел на него и уви-дел необыкновенный свет, который исходил из его пальцев. Он удивился и сказал: «Выведите его из этого места и не убивайте, а изгоните из нашего вилайета».
Некоторое время спустя шейх Джамалуддин, куддисса сирруху, заключил соглашение о выступлении отважных горцев во главе с шейхом имамом Гази-Мухаммадом из Гимры, куддисса сирруху, на борьбу с неверными. Он переселился к нему ради сохранения Шариата, тариката и возвышения религии. В это же время к имаму Газимухаммаду переселился и шейха Мухаммада-афанди аль-Яраги, куддисса сирруху.
Там аль-Яраги, куддисса сирруху, воспитывал шейха Джамалуддина, куддисса сирруху, помог ему достигнуть высших стоянок и высших ступеней, во-первых, с помощью Всевышнего, во-вторых, с помощью Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, в-третьих, с помощью благословения шейхов Накшбандийского тариката.
В 1830 г. он выступил перед собранием представителей духовенства Дагестана в Унцукуле, где призвал всех к продолжению газавата, и по его же указанию имамом был избран Газимухаммад. Он выдал свою дочь замуж за Газимухаммада. В 1242 году, в третий день месяца Джумад-уль~Ахир, в борьбе с неверными мученической смертью погиб имам Газимухаммад.
После его гибели Мухаммад аль-Яраги, куддисса сирруху, способствовал избранию имамом Гамзата из Гоцатля. А когда и Гамзат был убит, имамом был избран Шамиль, и Яраги, куддисса сирруху, поддержал его.
В одном письме, написанном шейхом Мухаммедом Ярагским имаму Шамилю, говорится: «Если будешь держать постоянную связь с нами, то ты победишь, а если нет, то проиграешь».
Мухаммад Яраги умер в 1265 г. Хиджры (1848г.), 17-го дня месяца Мухаррам, во вторник. Похоронен он в селе Согратль Гунибского района. Изо дня в день увеличивается число тех, кто посещает его зиярат. Вместо себя он оставил муршидом Джамалуддина из Кази-кумуха, , куддисса сирруху, который стал ценнейшим звеном в золотой цепи тариката.