Популярные личности

Моше Маймонид

Еврейский философ и богослов — талмудист
На фото Моше Маймонид
Категория:
Место рождения:
Кордова, Египет
Дата смерти:
1204-12-13
Место смерти:
Фустат, Египет
Гражданство:
Египет
Читать новости про человека
Биография

Жёсткий учитель и искатель истины

У него много имен. На европейских языках его знают как Маймонида. В еврейской литературе как Рамбама – аббревиатура слов «рабейну (наш учитель) Моше бен Маймон». В арабской литературе он известен под именем Абу Имран Муса бен Маймун ибн Абд-Алла аль Куртуби, в древнерусской – как Моисей Египетский. Слава его разнеслась не только в еврейском, но и в мусульманском, христианском мире, а личность и труды вызывали яростные споры, доходившие до проклятий и сожжения книг.


Какого масштаба и звучания должны быть личность и труды человека, чтобы восемь столетий спустя после его смерти цивилизованный мир вспоминал о нем и отдавал дань его заслугам.

Необозрима вереница лет, уводящая нас в глубины времени, в декабрь 1204 года, когда под Каиром скончался придворный врач султана и руководитель еврейской общины Египта Моше бен Маймон. Его останки перевезли в Палестину и погребли в Тверии, где могила и по сей день служит объектом паломничества.

Что же сделал этот человек?

Говорят, что религиозные евреи, идучи на смерть в нацистских лагерях уничтожения, пели Ани мааним – молитву, основанную на тринадцати догматах веры, сформулированных Маймонидом. Каждая из тринадцати частей молитвы начинается формулой ани мааним бе-эмуна шлема – верую полной верой. Пели же перед смертью обычно двенадцатый догмат: Верую полной верой в пришествие Мессии, хотя он и медлит. При всем том я каждый день надеюсь, что он придет.

Вера в пришествие Мессии лишь часть догматического комплекса Маймонида. Остальные его слагаемые можно свести к трем основным категориям.

1. Б-г, Его существование, единство, бестелесность, вечность и запрещение идолопоклонства.

2. Закон, пророчество, неповторимость пророчества Моисея, Б-жественное происхождение письменного и устного Закона, его вечность и неизменность.

3. Верования о награде и наказании, вездесущность Б-га, Б-жественное воздаяние за добро и зло, и, наконец, приход Мессии и воскресение мертвых.

Изложив в своей знаменитой книге Повторение закона (Мишне Тора) главные догматы еврейской веры, Маймонид определил также нравственные обязанности, вытекающие из этих догматов для каждого человека.

Прежде всего, он - выдающийся кодификатор Устного Закона. К XII веку многотомный Талмуд представлял собой огромную и беспорядочную массу законов, нравоучений, сводов научных знаний, на изучение которых надо было затратить целую жизнь. Более того, творцы Мишны и Гемары – этих двух частей Талмуда – нередко противоречили друг другу, и вывести из их мнений и рассуждений точные правила повседневной жизни было довольно трудно.

Маймонид поставил перед собой задачу классифицировать всю талмудическую и послеталмудическую литературу и на основании Торы и Талмуда составить полный свод еврейских законов и поучений, дав руководство по решению спорных вопросов в области права и ритуала.

Его капитальный, состоящий из четырнадцати книг труд Повторение закона выполняет эту задачу. Тем самым была заложена основа для составления последующих кодексов и доведения законодательства и ритуала, регулирующих жизнь рядового еврея, до его сознания. Благодаря своду законов Маймонида талмудическое законодательство окончательно утвердилось среди евреев, а Мишне Тора сделалась необходимым пособием для всякого раввина, судьи и главы общины.

Собственно, одной лишь этой книги достаточно для того, чтобы стать главным делом жизни законоучителя. Но есть ведь еще другой великий труд, оставивший след в духовной жизни человечества, – Путеводитель растерянных (Море небухим), где Маймонид предстает во всей глубине и остроте своей философской мысли.

Что означает такое странное название? Назначение этого сочинения, – пишет Маймонид, – поощрение понимания истинного духа закона и руководство теми верующими, которые, оставаясь верными Торе, изучали вместе с тем философию и поражены противоречиями между истинами философии и буквальным смыслом Торы. Вот откуда состояние растерянности.

Другой вариант перевода названия этого труда, в котором мыслитель поставил перед собой задачу примирить истины откровения с истинами разума, Наставник колеблющихся.

Врач, мудрец, руководитель

Как верующий еврей Маймонид преклоняется перед учением Моисея и пророков, как мыслящий человек признает учение Аристотеля и других греческих философов. Основная мысль книги состоит в том, что чистая религия и чистый разум во всем согласны между собой. И религия, и разум признают существование Б-га как причины или начала всякого Бытия и стремятся довести человека до высшего совершенства. Подобно другим философам, сформировавшим западную мысль, – Филону Александрийскому и Фоме Аквинскому – Маймонид стремился согласовать основанный на вере сакральный мир Писания и мир греков, запечатленный в различных философских системах, согласовать Афины и Иерусалим.

Море небухим явилось венцом как еврейского вероучения, так и еврейской средневековой религиозной философии. И недаром эту книгу изучали не только евреи, но и христиане (в латинском переводе), и мусульмане.

Если в Мишне Тора перед нами выдающийся кодификатор Закона, жесткий и точный вероучитель, то в Море небухим – философ, искатель истины, наставник колеблющихся.

Есть еще и третий лик – духовного руководителя народа, горячо любящего его и наделенного чувством ответственности за его судьбу. Многочисленные респонсы – письменные разъяснения по различным правовым вопросам – отражают центральную роль Маймонида в общинной жизни евреев как Египта, так и других стран. Некоторые из них – поразительные человеческие документы, отражающие гуманизм и широту мышления их автора.

Именно таков респонс, направленный нормандцу-прозелиту (новообращенному) Овадии, спрашивающему, может ли он считать себя евреем в полном смысле этого слова. Проникаясь чувствами этого одинокого и неуверенного человека, Маймонид пишет ему, что никакой разницы между евреем по рождению и тем, кто принял еврейство, нет. Авраам – отец всех праведных, всех идущих его путями.

Но и этим не исчерпывается облик Маймонида. Он еще и выдающийся врач, последователь Гиппократа и Галена, осуждающий применение чар, заклинаний и амулетов, высказывающийся против слепой веры в авторитеты и поощряющий в своих учениках склонность к наблюдению и критическому размышлению. Сохранились многие медицинские сочинения Маймонида и в том числе Трактат об астме.

Как он успевал все – писать, лечить, руководить общиной? В одном из писем Маймонид рассказывает о том, как проходит его день: Султан живет в новом Каире, а я в Фостате (старом городе). Ежедневно по утрам я обязан являться ко двору. Если заболеет султан или кто-либо из жен или детей его, я остаюсь там почти целый день. Но и в те дни, когда все благополучно, я могу возвращаться в Фостат только после полудня. Там я уже застаю в прихожей своего дома массу людей – магометан и евреев, важных особ и простолюдинов, судей и чиновников, дожидающихся моего возвращения. Я слезаю с осла, умываюсь и выхожу к ним, извиняясь и прося их подождать, пока я что-нибудь поем. Затем выхожу к больным, чтобы лечить их, и прописываю рецепты. Вечером я чувствую крайнюю усталость и все-таки веду ученую беседу, иногда до двух часов ночи. Только по субботам я имею возможность беседовать с членами общины и давать им наставления на всю неделю.

Подобная многогранность образа, которую впоследствии называли ренессансной, характерна для многих выдающихся евреев средневековой Испании и Востока. Они были часто врачами, министрами и одновременно учеными-талмудистами и руководителями общин.

Принять ислам или умереть

Жизнь Маймонида была полна скитаний и тяжелых испытаний, характерных для евреев того времени, полного как исламского, так и христианского фанатизма. Он родился в 1135 году в мусульманской части Испании, в Кордове, где его отец был духовным судьей общины и выдающимся талмудистом. Испанское еврейство той поры жило напряженной духовной жизнью, выдвинув из своей среды множество великих ученых, философов и поэтов. И юный Маймонид полностью использует возможности этой среды для своего образования, много читает по-арабски и по-еврейски, ревностно изучает Талмуд, философию, естественные науки.

Вскоре Кордова подпадает под власть мусульманских фанатиков-альмахидов, и семья вынуждена покинуть город, переселяется в Северную Африку, в город Фес, на территорию нынешнего Марокко. Однако и там их преследует требование принять ислам или умереть. Приходится предпринять полное опасностей морское путешествие, чтобы попасть в Палестину. Но здесь владычествуют крестоносцы, чей религиозный фанатизм не уступает мусульманскому. В конце концов семья поселяется в Фостате под Каиром, где, судя по всему, проявлялась некоторая веротерпимость, а победитель крестоносцев султан Саладин имел славу просвещенного властителя. Здесь семью ожидает разорение: во время кораблекрушения погибает младший брат Маймонида, а вместе с ним гибнет и все его состояние, заключавшееся в бриллиантах, которыми он торговал. Помощь брата давала Моисею спокойно заниматься духовной и литературной деятельностью.

Приходилось искать средства существования, и молодой раввин становится врачом, да каким – одним из лучших медиков своего времени, получившим в конце концов приглашение ко двору Саладина. Говорят, что подобное предложение ему делал и Ричард Львиное Сердце, но Маймонид предпочел христианскому двору мусульманский.

Поразительна судьба творений Маймонида. Его законченная религиозно-философская система, согласующая иудаизм и философию, была определенным этапом на пути духовного развития человечества, где рациональное начало конфронтировало с мистическим, а Б-жественная мудрость противопоставлялась мудрости человеческой. В «Мишне Тора» традиционалисты видели попытку заменить изучение Талмуда, составлявшее смысл существования многочисленных духовных академий (ешив), систематическим кодексом, подменяющим иудейскую духовную образованность.

Но еще больше споров, начавшихся еще при жизни философа и продолжившихся после его смерти, вызывала Море небухим – эта вершина средневекового духовного рационализма. Они касались отношений между разумом и рационалистической философией с одной стороны и верой и традицией – с другой.

Это была борьба двух мировоззрений, различных как в религиозном, так и в этическом смысле. Противники Маймонида укоряли его сторонников в том, что они относятся с большим уважением к греческой философии, чем к талмудической мудрости, пренебрегают религиозными предписаниями, уверив себя в том, что им известен сокровенный смысл этих предписаний, что они переступают границы дозволенного в своих аллегорических толкованиях Священного Писания. В ответ слышались обвинения в том, что противники Маймонида препятствуют научно-философскому постижению природы и Торы, которое является единственным источником религиозного познания, что они в своих верованиях отступают от монотеизма. Собственно, и возникновение каббалы, этого великого мистического учения, впитавшего в себя антиаристотелевское начало, содержавшееся в неоплатонизме, было ответом на распространение маймонидовского рационализма. Здесь шел извечный спор между верой и разумом, который в разных интеллектуальных обличьях продолжается и по сей день.

И недаром уже в XX веке в еврейской мысли получила хождение теория оппозиции двух начал национальной еврейской истории: демократической религии чувства и умственного аристократизма – рационализма. Если в XIII веке против философии Маймонида и сухой схоластики Талмуда выступала мистическая каббала, то в XVI – XVIII веках эта оппозиция выступала в сочинениях Спинозы с одной стороны, и в мессианских движениях и хасидизме – с другой. Можно продолжить подобного рода сопоставления, напомнить о том, что в нынешние времена мессианские чаяния народа воплотились в политическом сионизме, что еврейская мысль породила религиозный экзистенциализм Шестова и Бубера.

Возвращаясь к Маймониду, скажем в заключение, что его литературное наследие становится все более доступным для русскоязычного читателя. Возрождение после более чем полувекового перерыва русской иудаики привело в возникновению в Израиле и России школы философов, историков и теологов, чьими стараниями появляются новые переводы Маймонида.



Поделиться: