Недонсель ратовал за диалог философии и теологии. В своем философско-теологическом синтезе использовал знания из разных областей – психоанализа, антропологии, философии языка, истории философии и феноменологии.
НЕДОНСЕЛЬ, МОРИС (Ndoncelle, Maurice) (1905–1976), французский историк и философ. Родился в Рубэ 30 октября 1905. Изучал философию и теологию в Париже, в семинарии Сен-Сюльпис и в Сорбонне. В 1930 стал священником, а затем преподавал в Институте Альбера де Мана в Ножан-сюр-Марн. В 1942 защитил диссе
ртацию на степень доктора словесности: Взаимность сознаний. Опыты о природе личности (La rciprocit des consciences. Essais sur la nature de la personne). С 1943 профессор философии и теологии в католических институтах в Лилле и Париже. В 1946 Недонселю была присвоена степень доктора теологии. В 1945
–1976 был профессором фундаментальной теологии Страсбургского университету. В 1956–1967 занимал пост декана теологического факультета. Умер Недонсель в Страсбурге 25 ноября 1976.
Недонсель ратовал за диалог философии и теологии. В своем философско-теологическом синтезе использовал знания из разных
областей – психоанализа, антропологии, философии языка, истории философии и феноменологии. В докторской диссертации Недонсель проводил мысль о том, что личность как таковая существует не в толпе и не в одиночестве, а в диаде «я – ты», где реализуется личностное общение. Личность никогда не является
готовой, завершенной, она всегда пребывает в процессе становления, создавая себя через коммуникацию с другими, вступая с ними в фундаментальное отношение, способствующее ее становлению личностью, персонификации. Задача личности – открыть в себе бытие, связывающее всех, и постичь возможность взаимод
ействия со всем существующим. В этом смысле онтология, выражением которой является интерсубъективность личностей, составляет у Недонселя основу этики. Единение сознаний, духов – связь «ты» и «я» – находит основание и подтверждение в Боге, которого Недонсель рассматривает как абсолютную творческую ли
чность, Ты по преимуществу, как абсолютное бытие. Рождение и становление личностей может быть объяснено только исходя из божественной трансценденции, устремляясь к которой личность постоянно выходит за собственные пределы и поднимается все выше в процессе самореализации. Но подобно тому как подлинно
е взаимодействие сознаний – явление редкое, так и союз с Богом есть благодать и постоянно находится под угрозой, так как может быть разрушен природными препятствиями и разными формами бездуховности и антидуховности – злом.
Проблеме зла в философии Недонселя уделено особое внимание. Недонсель пол
агал, что зло, самые жестокие формы которого связаны не с природой, а с духом, – это реальность, но она не носит фатального характера и может быть преодолена. Проблема зла разрешима, поскольку время не замкнуто в себе, в нем всегда присутствует вечность, а это означает, что человек может изменить см
ысл своего прошлого путем раскаяния, позволяющего ему выйти за пределы времени и обрести надежду на спасение, созидая в себе новое «я». В конечном счете спасение состоит в верности любви, в милосердии, во все более совершенном познании Бога и гармонизации отношений с другими людьми. Свобода имеет см
ысл лишь благодаря любви.
Среди других трудов Недонселя – Религиозная философия в Великобритании с 1850 до наших дней (La philosophie religieuse en Grande-Bretagne de 1850 nos jours, 1934); Духовные уроки XIX века (Les leons spirituelles du XIXe sicle, 1937); Страдание, опыт христианской рефлек
сии (La souffrance, essai de rflexion chretienne, 1939); Человеческая личность и природа (Personne humaine et nature, 1943); Религиозная философия Д.Ньюмана (La philosophie religieuse de J.H. Newman, 1946); К философии любви и личности (Vers une philosophie de l'amour et de la personne, 1946); Я вст
ретил Бога живого. Свидетельства с двумя этюдами об обращении (J'ai rencontr le Dieu vivant. Tmoignages avec deux tudes sur la conversion, 1952); Введение в эстетику (Introduction l'esthtique, 1953); О верности (De la fidlit, 1953); Существует ли христианская философия? (Existe-t-il une philosophie
chrtienne? 1956); Сознание и Логос (Conscience et Logos, 1961); Молитва человека, молитва Бога (Prire humaine, prire divine, 1962); Человеческая личность и природа. Логическое и метафизическое исследование (Personne humaine et nature. Etude logique et mtaphysique, 1963); «Я» Христа и человеческое «
я» в свете взаимности сознаний. Актуальные проблемы христологии (Le Moi du Christ et le moi des hommes la lumire de la rciprocit des consciences. Problmes actuels de christologie, 1965); Персоналистские исследования (Explorations personnalistes, 1970); Христианин принадлежит двум мирам (Le chrtien