Популярные личности

Морис Клайн

Профессор математики, преподаватель истории, философии и математики, видный популяризатор математики.
На фото Морис Клайн
Категория:
Дата рождения:
1908-05-01
Место рождения:
Бруклин, США
Дата смерти:
1992-06-10
Гражданство:
США
Читать новости про человека
Биография

Американский реформатор преподавания математики

Успев продуктивно изучить физику, Морис Клайн прославил себя на поприще несколько ином – он был довольно известен в свое время, как реформатор педагогической системы в целом и принципов преподавания математики в частности.


Рос Морис Клайн в Бруклине (Brooklyn) и в Джамейке, Куинс (Jamaica, Queens). После окончания бруклинской школы он отправился изучать математику в Университет Нью-Йорка; в 1930-м он получил диплом бакалавра, в 1932-м – диплом магистра, в 1936-м – докторскую степень. Университет Клайн не покинул; в 1942-м он продолжал работать там инструктором.

Во время Второй мировой Клайн работал в сигнальном корпусе армии США; базировался он в Белмаре, Нью-Джерси (Belmar, New Jersey). По образованию Клайн был физиком; способности и таланты свои он применял на практике, принимая участие в разработке радара в местной инженерной лаборатории. Продолжал изучать электромагнетизм Клайн и после войны; в период с 1946-го по 1966-й он занимал должность директора подразделения электромагнитных исследований в Курантовском институте.

Впоследствии Морис Клайн вернулся к преподаванию математики в Нью-Йоркском Университете; уже в 1952-м он стал полноправным профессором. Проработал здесь Клайн вплоть до 1975-го; за это время он написал множество статей и больше дюжины книг по различным аспектам математики и преподавания математики. В своих работах о преподавании он активно напирал на необходимость демонстрации прикладных аспектов и общей практичности математики как науки; Клайн был уверен, что ожидать от студентов особого восторга от чистой математической теории откровенно глупо. Аналогичные теории Морис высказывал и касательно математических исследований; Клайн считал, что исследования должны вращаться исключительно вокруг практических задач, а не вокруг создания интересных лишь другим математикам конструкций.

О пр

еподавании в целом Клайну также было что сказать; по его мнению, каждому учителю следовало быть немного актером. Процесс преподавания по Клайну должен был предполагать определенный драматизм и не ограничиваться пустым пересказом необходимых фактов; определенная толика эксцентричности и юмора безусловно лишь оживила бы слишком скучную лекцию и пробудила бы в студентах дополнительный энтузиазм.

В конечном итоге Морису Клайну удалось добиться определенного успеха и изрядно изменить формат преподавания математики; его стараниями было инициировано создание целого ряда программ. Ключевую роль в процессе сыграла выпущенная им в 1956-м статья 'Mathematical texts and teachers: a tirade', изданная на страницах 'The Mathematics Teacher'. В статье этой Морис признавал наличие определенных проблем у студентов, однако равно ответственными за сложившуюся ситуацию называл также учебники, расписание и самих преподавателей. Статья Клайна многих задела за живое; кое-кто подверг его тезисы жесткой критике, однако и сторонников у него нашлось немало. Не сразу, но перемены в преподавании математики происходить начали.

В 1977-м Клайн переключился на преподавание в университете; довольно быстро и здесь он увидел определенные проблемы. Так, он считал, что слишком узкоспециализирующиеся профессора попросту не могут быть нормальными преподавателями (как раз ввиду нехватки элементарного кругозора). Новые тезисы Клайна также произвели немало шума, вызвали в его адрес громкую критику и в конечном итоге способствовали определенным переменам.

Скончался Морис Клайн 10 июня 1992-го; на момент смерти ему было 84 года.



Поделиться: