Профессор историко-филологического факультета (1918). В Московском университете читал лекции по психологии и философии.
Рубинштейн Моисей Матвеевич (15.06. 1878, Москва – 03.04.1953, Москва). Психолог, педагог. Окончил фило софское отделение Фрейбургского университета (Германия, 1905). Доктор педагогических наук.
Профессор историко-филологического факультета (1918). В Московском университете читал лекции по психологии и философии.
Организатор, первый ректор Восточно-Сибирского университета (1918–1920).
Область научных интересов: философия, история педагогики, педагогика, психология. Разрабатывал проблемы возрастной и педагогической психологии, исследовал особенности мышления, социально-правовые представления, читательские интересы у детей. Занимался вопросами общественного и семейного воспитания, эстетического и полового воспитания, проблемами содержания и методики обучения в средней и высшей школе. Вопросы обучения и воспитания связывал с общими философскими определениями их целей, задач, принципов. Центральной проблемой для него является человек, а в человеке – его способность к творчеству. В понятии цельной личности объединял черты «человека как телесно и духовно индивидуально развитой сильной жизнеспособной социальной культурно-нравственной силы». При этом исключительное внимание уделял направленности личности. Еще в 1915 г. сформулировал принцип единства в деятельности дошкольного, школьного и внешкольных учреждений в союзе с семьей. Существенным вкладом в педагогическую психологию явились исследования юношеского возраста. Из анализа психологических особенностей личности и поведения периода юности – таких, как стремление к самостоятельности, желание самоопределения, поиск смысла жизни, определение линии своего поведения, желание иметь друга, получить социальную поддержку и др.