Греков Митрофан Борисович (до 1911 Митрофан Павлович Мартыщенко)сын казака. Образование получил в Одесском художественном училище (1903) и Петербургской Академии художеств (1911), ученик Ф.А. Рубо. С 1913 писал картины на батальные темы истории полков русской гвардии. Участник 1-й мировой войны, рядовой. В 1920 вступил добровольцем в Красную армию. Служил в 1-й Конной армии, руководил кружками изобразительного искусства, рисовал карикатуры, плакаты, декорации к спектаклям и т.д. В 1925- 29 член Ассоциации художников революционной России (АХРР). Основоположник советской батальной живописи.
Сделал себе имя на изображении подвигов Красной армии, создании идеализированного, приукрашенного образа героя Гражданской войны - картины "Корниловцы" (1919), "Подвоз снарядов к Новочеркасску" (1920). "Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского" (1921), "В отряд к Буденному" (1923), "Ликвидация остатков армии генерала Кржижановского" (1925), "Тачанка" (1925), "Трубачи 1-й Конной" (1934). Одновременно внес свой вклад в прославление И.В. Сталина, написав в т.ч. полотно "И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в окопах Царицынского фронта" (1934). Всего автор более чем 300 картин. Один из инициаторов создания в СССР панорам и диорам. В 1935 имя Грекова присвоено Студии военных художников.
Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000
В 1-ю мировую войну был призван в армию рядовым, 3 года находился на фронте. В период Гражд. войны одним из первых обратился к её отображению в изобразит, искусстве. За полтора десятилетия (1918—34) создал ок. 300 картин, запечатлев в них боевой путь 1-й Конной армии и образ народа, героически сражавшегося за Сов. власть. Для картин Г. характерны историч. достоверность, правдивое воссоздание атмосферы Гражд. войны. С большим мастерством рисует художник батальные сцены, передаёт характер и динамику боя («Тачанка», «Кавалерийская атака», «Зимний поход Первой Конной», «Взятие Новочеркасска» и др.). Многие холсты Г. отличаются тончайшим психологизмом («Корниловцы», «В отряд к Буденному», «Трубачи Первой Конной армии»). Г. был также большим мастером пейзажа, к-рый придавал его картинам на воен. тему художественной законченность («Бой под Егорлыкской», «Чертов мост», «На Кубань» и др.). Г. инициатор создания в сов. изобразительном искусстве диорам и панорам. В 1929 он закончил диораму «Взятие Ростова». Смерть оборвала его работу над панорамой «Штурм Перекопа». Живописи Г. свойственны искренность и простота. Он был страстным борцом за принципы социалистич. реализма в искусстве. Имя Г. присвоено Студии военных художников, созданной в 1935. Произведения Г. помогают формировать духовный облик сов. воинов, оказывают существ, помощь в военно-патриотич. работе. Начиная с 1966 за лучшие произведения на военно-патриотич. тему ежегодно ко Дню Победы присуждаются золотая и 3 серебряные медали им. Грекова.
Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 3.