Милош Вацек - известный чешский композитор, прошедший творческий путь от балета и музыки к кинофильмам к камерной и симфонической музыке, а также опере. Вацек – лауреат чешских государственных наград.
Милош Вацек родился в небольшом городке близ Пардубице, но основную часть детства провел в юго-восточной Богемии. Детство Милоша не было трудным: его семье не принадлежали ни особые богатства, ни значительная недвижимость в Чехии, но и бедность Вацеков не коснулась.
Основы музыкального образования Милошу дал отец, Индржих Вацек, композитор и педагог. Затем, в 1943-1947 гг., Милош учился в Пражской консерватории на отделении органа, а после нее - на композиторских курсах в Академии искусства и музыки (также в Праге).
Важной для дальнейшего развития композитора была его работа в армейском художественном коллективе Вита Неедлы: именно тогда закладывались и оттачивались такие качества музыки Вацека, как, например, драматичность.
С 1954 года Милош полностью посвящает себя деятельности композитора (и вдобавок исполняет административные функции в чешском Союзе композиторов).
Первую свою оперу (основанную на событиях времен гуситских войн), 'Ян Зеливский', Вацек написал в 25 лет, и уже в ней ярко проявился характерный для него драматизм. Впоследствии Милош проявил себя в самых разных сферах – в балете, музыке к кинофильмам, причем балеты Вацека с огромным успехом шли на сценах и Чехии, и Западной Европы, и так же 'на ура' принимали фильмы, для которых он создавал музыкальное сопровождение.
В начале 70-х Вацек начал творить и в сфере камерной, симфонической музыки, а также вокала. Самые известные из его произведений в этой области - 'Sonata Drammatica' для пианино, 'Майская симфония' и симфоническая 'Поэма о павших героях', игравшая в Храбринском мемориале в память погибших в Остравской операции при освобождении Чехии от фашистских войск солдат.
Затем композитор вновь вернулся к опере, но уже на качественно ином уровне. Новая версия 'Яна Зеливского' (1974) была не доработкой прежнего варианта, а совершенно оригинальным сочинением на ту же тему. За ней последовало еще несколько прекрасных и признанных опер ('Брат Жак' и др.).
Музыку Вацека любят за ее драматичность, эмоциональность – но при этом и за оптимизм, за то, что слушателям хочется улыбнуться теплой, жизнелюбивой мелодии, за связь с чешской народной музыкой в лучших ее традициях. Именно эти ее свойства позволили Вацеку стать одним из главных чешских композиторов советской эпохи и оставаться любимым композитором многих чехов и после ее окончания.