Популярные личности

Миклош Янчо

режиссер
На фото Миклош Янчо
Категория:
Дата рождения:
1921-09-27
Гражданство:
Венгрия
Читать новости про человека
Биография

Биография

ЯНЧО (Jancso) Миклош родился 27 сентября 1921, венгерский режиссер, сценарист.В 1960-х и 1970-х годах Янчо был синонимом венгерского кино для международных кинозрителей.


Янчо учился на юридическом факультете, одновременно изучал этнографию и искусствоведение в университете города Клуж (Коложвар, Трансильвания). В 1944 году получил диплом юриста. В конце войны был мобилизован в армию, попал в советский плен. Вернувшись на родину, участвовал в молодежном движении. В 1946-1950 учился в будапештской Высшей школе театра и кино. Получив диплом режиссера, работал в кинохронике, снимал киножурналы, документальные фильмы. Наиболее значительные среди них: «На окраине города» (1957), «Бессмертие» (1959) — о жизни и творчестве скульптора Дьердя Гольдмана. Первая полнометражная игровая картина — «Колокола отправились в Рим» (A harangok romaba mentek, 1958). Он был обращен к антифашистской теме, взятой в нравственном аспекте. Однако особое видение действительности, новый исторический кругозор и элементы необычного стиля, наметились лишь в его третьей игровой работе — «Развязка и завязка»/«Кантата» (1962) и в последовавшей за ней ленте «Так я пришел» (1964), импульс для которой дала собственная биография режиссера. Мировое признание принесла Янчо картина «Без надежды» (1965, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Локарно-66). В «Звездах и солдатах» (1967) исторической площадкой для них становится гражданская война в России, в фильме «Тишина и крик» (1968) — эпоха белого террора, сменившая Венгерскую Коммуну 1919 года. Большие споры вызвали в Венгрии «Яростные ветры» (1968). В лентах «Народ еще просит»/«Красный псалом» (Meg ker a nep, 1972, специальная премия МКФ в Канне), «Любовь моя, Электра» (Szerelmem, Elektra, 1974, премия на МКФ в Чикаго-75), «Венгерская рапсодия» и «Аllegro barbaro» (1979) — за обе премия за творчество на МКФ в Канне, а также в других венгерских работах 70-х годов В начале 1970-х годов, в пике международной славы, Янчо снял четыре фильма в Италии, посвященных ритуалам власти («Пацифистка» (La pacifista, 1971); «Техника и ритуал», 1972; «Рим хочет другого цезаря» (Roma rivuole Cesare, 1973); «Частные пороки, публичные добродетели» (Vizi privati, pubbliche virtu, 1975);. В 1980-х основной темой его работы была лживость и мистических характер политики. В последние годы сюжеты снова стали касаться более актуальных политических событий. Янчо стал все больше использовать видеотехнику для интенсификации атмосферы пространственного и временного смешения. Янчо ослабляет значение таких традиционных элементов кинематографической структуры, как причинно-следственная, "линейная" фабула, диалог, жанровая характеристика персонажей. В то же время пространство и ритм наделены большой драматической активностью. В 1970-е года Янчо и его постоянный сценарист исследовали и описывали истоки и формы массовых народных движений. В 1983-1985 вместе со своим постоянным автором — кинодраматургом и романистом Дюлой Хернади и с писателем и драматургом Ласло Дюрко (по чьей пьесе сделан фильм «Любовь моя, Электра») руководил театром в Кечкемете. В последние годы работает над циклом документальных лент, посвященных еврейским общинам и древним захоронениям. В 1986-1991 возглавлял Союз венгерских кинематографистов. В разные годы преподавал в будапештской Высшей школе театра и кино. Лауреат премий МКФ в Венеции (1990) и в Будапеште (1994) за вклад в киноискусство.



Поделиться: