Популярные личности

Микеланджело Антониони

Выдающийся итальянский кинорежиссёр и сценарист, классик европейского артхауса
На фото Микеланджело Антониони
Категория:
Место рождения:
Ферраре, Италия
Дата смерти:
2007-07-31
Место смерти:
Рим, Италия
Гражданство:
Италия
Читать новости про человека
Биография

Певец отчуждения

Итальянский режиссер Микеланджело Антониони, которого уже давно причислили к классикам европейского кино, стал известен благодаря своим философским, экзистенциальным фильмам, в центре внимания которых находится одиночество людей, эмоциональная усталость, духовное омертвение. Его творчество оказало огромное влияние на следующие поколения кинематографистов и породило массу последователей.


Ранние годы

Микеланджело Антониони появился на свет в городке Феррара 29 сентября 1912 года. По словам режиссера, его отец, который происходил из бедной семьи, сумел выбиться в люди, поэтому в их доме господствовал мелкобуржуазный тон. Мать всю жизнь проработала на местной фабрике.

После окончания школы Микеланджело поступил в университет в Болонье, где изучал экономику и коммерцию. В юности он любил рисовать, хорошо играл на скрипке и в теннис и часто посещал таверны. В университете он увлекся театром и вместе с товарищами ставил спектакли по пьесам Ибсена, Пиранделло, Чехова. Кроме того, он писал рецензии и сам сочинял пьесы.

В 1939 году Микеланджело окончательно решил заниматься кино, поэтому переехал в Рим. Некоторое время он работал в фашистском журнале 'Cinema', где стал одним из теоретиков неореализма. Однако вскоре, из-за разногласий с редакцией, Антониони ушел из журнала. Он поступил в

школу кинематографии, где во время обучения проходил практику у таких режиссеров, как Роберто Росселлини и Марсель Карне.

В 1947 году вышла первая короткометражная работа Антониони 'Люди с реки По'. Его занятия кинематографом прервала служба в армии, которая, впрочем, была непродолжительной.

Первая полнометражная картина режиссера 'Хроника одной любви' (1950) прошла незамеченной, но уже в ней получил развитие своеобразный изобразительный стиль Антониони. Следующая работа 'Подруги' (1955) была принята критиками достаточно тепло и даже удостоилась 'Серебряного льва' на фестивале в Венеции.

Мировая известность

Жизнь Микеланджело Антониони резко изменилась после знакомства с актрисой Моникой Витти, которая на целое десятилетие стала его музой и женщиной номер один. Их совместная работа началась с картины 'Крик' (1957), где Витти озвучивала роль английской актрисы. В Италии публика приняла фильм п

рохладно, но во Франции он стал шедевром. Сомнения насчет таланта Антониони у критиков все еще были, но они развеялись в 1960-е годы, когда он снял свои лучшие картины.

Всемирную известность режиссер получил после так называемой 'трилогии отчуждения'. В нее вошли картины 'Приключение' (1960), 'Ночь' (1961) и 'Затмение' (1962), в которых сыграла неподражаемая Моника Витти. Все эти фильмы связаны тематически и стилистически: в полупустынных интерьерах и черно-белых пейзажах разыгрывается судьба красивых людей (кроме Витти в фильмах сыграли Ален Делон, Жанна Моро, Марчелло Мастроянни), которые не способны ни к нормальным отношениям, ни к пониманию того, в чем же состоит их истинное предназначение в жизни.

Эти фильмы, завершившие формирование авторского стиля, были удостоены множества наград, в том числе на фестивалях в Берлине и Каннах. Режиссера назвали 'певцом некоммуникабельности' и 'поэтом отчужден

ия', а его характерный стиль – 'антониониевским'.

Фильм 'Красная пустыня' (1964) содержательно близок к 'трилогии отчуждения', но имеет ряд отличий. Главное из них состоит в том, что эта картина была снята в цвете. Антониони очень ответственно подошел к визуальной работе, сделав потрясающие по своей красоте пейзажи, напоминающие полотна художника Фернана Леже. Название режиссер объяснил так: 'Жизнь человека похожа на пустыню, а красная – потому что опасная'.

В 1966 году Антониони снял свой самый известный фильм 'Фотоувеличение'. Эта картина стала первой англоязычной работой в карьере режиссера и была поставлена в Великобритании. Несмотря на типичные для автора съемку и философскую проблематику, фильм был заявлен как детектив и получил невероятный успех в прокате. С триумфом прошел и на Каннском фестивале, где удостоился 'Золотой пальмовой ветви'.

Последние годы жизни

После выхода 'Фотоувеличе

ния' творчество Антониони пошло на спад. В 1970-х годах он снял еще два англоязычных фильма, теперь уже в США. Картина 'Забриски-пойнт' (1970), рассказывающая о молодежном бунте в Америке, полностью провалилась в прокате и была названа критиками самой неудачной работой режиссера. Тем не менее, впоследствии фильм приобрел армию поклонников и стал культовым. Совсем другая судьба была уготована картине 'Профессия: репортер' (1975), где ключевую роль исполнил Джек Николсон. Она получила заслуженный успех и стала последним большим высказыванием Антониони в кино.

В последние годы жизни режиссер много путешествовал. Он посетил Индию и Китай, про которые снял документальные ленты. Были планы создать фильм совместно с Госкино СССР, но они не осуществились. Еще в начале 1970-х Антониони познакомился с Энрике Фико, которая ухаживала за ним до конца его дней. В 1985 году режиссера разбил инсульт, в результате че

го ему парализовало правую часть тела, и он потерял речь. Это оказалось настоящей трагедией для великого мэтра, ведь он больше не мог снимать фильмы.

Все же в 1995 году с помощью Вима Вендерса Антониони поставил фильм 'За облаками'. Сложная, пронзительная, чувственная картина стала последней работой итальянского автора. На своем 90-летнем юбилее, который прошел в Капитолийском дворце, режиссер заявил, что планирует снять картину 'Башни-двойняшки' по своему рассказу. Но эти планы не осуществились. Микеланджело Антониони умер 30 июля 2007 года. Примечательно, что он покинул этот мир в один день с другим классиком кинематографа Ингмаром Бергманом.

Влияние Антониони на последующие поколения режиссеров было огромным. Как главный представитель итальянского экзистенциального кино он стал учителем для таких режиссеров, как Вим Вендерс, Бела Тарр и Джим Джармуш. Его творчество изучают, любят, им восхищаются.



Поделиться: