Когда в 1985 году Фил Коллинз занялся сольной карьерой и деятельность "Genesis" была приостановлена, Майк Рутерфорд решил не отставать, и основал свой проект "Mike & The Mechanics".
Правда, перед этим он тоже времени зря не терял и успел выпустить пару сольников, "Smallcreeps Day" и "Acting Very Strange". Альбомы напоминали творчество "Genesis" и Майк подумал, что неплохо было бы что-нибудь поменять. Как раз в этот период он познакомился с Крисом Нейлом, с которым попробовал вместе писать песни. Дело пошло, и Рутерфорд попросил Нейла продюсировать его следующий альбом. После этого он начал подбор музыкантов и первыми кого он взял к себе стали Петер Ван Хук (ударные) и Адриан Ли (клавишные). С ними Майк начал записывать инструментальные партии. Затем настала очередь вокалиста. Из нескольких кандидатур было отобрано сначала четыре человека, а после более тщательного прослушивания в "Механики" был зачислен Пол Кэррак.
Однако, оставшимся троим тоже досталось записать по одной-две песни, и в конце концов Пол Янг также попал в команду. Когда первый альбом "Mike & The Mechanics" появился на прилавках, британская публика отнеслась к нему очень прохладно. Зато Америка отреагировала с энтузиазмом, и сингл "Silent Running" занял 21-ю строчку в тамошних чартах.
Mike & The MechanicsВторой сингл, "All I Need Is A Miracle", также имел успех и "Mike & The Mechanics" отправились в небольшое пятинедельное турне по Штатам. После этих гастролей Майк вернулся в "Genesis", а
остальные музыканты занялись своими делами. В следующий раз "Механики" собрались в 1988 году, чтобы записать диск "The living years". Соавтором нескольких песен с новой пластинки стал Пол Янг. Ключевым треком альбома стала заглавная вещь, рассказывающая о взаимоотношении близких людей. Песня затронула сердца многих людей, и в результате сингл "The living years" оказался на второй позиции в чартах. Группу наконец-то признали не только за океаном, но и себя дома. Вдогонку альбому было выпущено видео "A Closer Look", состоявшее из клипов, интервью и концертных номеров. Все это позволило "Механикам" совершить успешное англо-американское турне.
После гастролей музыканты вновь разбежались, однако в "Genesis" у Рутерфорда вернуться не получилось, поскольку Коллинз все еще был занят своими делами. Поэтому Майк решил приступить к работе над третьим альбомом "Mike & The Mechanics", привлекши к написанию песен Пола Кэррака. Чтобы внести свежую струю в творчество коллектива в помощь Крису Нейлу был приглашен американец Расс Тайтелмэн. Однако этот янки привык штамповать хиты в стиле АОР и только испортил дело. Но не только это мешало работе, в середине сессий слег в больницу Кэррак, и запись была приостановлена.
Mike & The Mechanics Альбом был закончен лишь весной 1991 года, когда Майку
пришлось совмещать его промоушен вместе с деятельностью в "Genesis". В Англии пластинка пошла неплохо, зато в Штатах ее просто проигнорировали. "Mike & The Mechanics" собрались вновь после тура "Генезиса" "We Can't Dance". Эксперименты с лишними продюсерами прекратились, и все песни для нового альбома были написаны Рутерфордом, Нейлом, Робертсоном и Кэрраком. Исключение составляли лишь два кавера – "I Believe" Стиви Уандера и "You Really Got A Hold On Me" Смоки Робертсона. На этом диске "Механики" вернулись к "прогрессивному" саунду, который был утерян на "Word of mouth". "Beggar On A Beach Of Gold" хотя и не сделал прорыва на американском рынке, зато очень хорошо был встречен в Европе. Как всегда, после небольшого тура в поддержку пластинки музыканты занялись каждый своими делами.
В 1996-м вышел сборник лучших вещей под немудреным названием "Mike & The Mechanics – Hits". Для записи следующего студийного альбома "Механики" собрались пару лет спустя. Поскольку больше половины песен была написана при участии Кэррака и Янга, изменился и саунд группы – от клавишного в сторону гитарного и ритм-энд-блюзового. Еще один лонгплей Майк хотел выпустить в 2000 году, и начал готовить для него материал, но все неожиданно прервалось, поскольку 15 июля от сердечного приступа скончался Пол Янг.