В 1972-м стал Народным художником БССР, а в 1978-м – СССР.
Савицкий – член Российской Академии художеств и Национальной Академии наук Беларуси. В 1973-м он стал первым, кто получил Орден Франциска Скорины, учрежденный Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь. 1-го марта 2006-го Михаилу было присвоено звание 'Героя Беларуси'.
Михаил Андреевич Савицкий родился 18-го февраля 1922-го в деревне Звенячи, Толочинский район, Витебская область, БССР. Юноше пришлось на себе испытать все тяготы, пришедшие с Великой Отечественной войной. В 20-ть лет он был участником боев за Севастополь. Практически в самом начале войны Савицкий попал в концлагерь, побывав в Дюссельдорфе, Бухенвальде и Дахау. Есть информация о том, что Михаил активно боролся в рядах Сопротивления.
По другим данным, Савицкий едва избежал смерти в концлагерях, находясь в тифозном бараке в тот момент, когда союзники освободили его. Он 17-ть дней пробыл под арестом за организацию побега и попал в категорию лиц, подлежащих уничтожению. После окончания войны Михаил поступил в Минское художественное училище, а затем в 1957-м окончил Московский художественный институт им. В. И. Сурикова.
В своих работах художник зачастую касался исторических и современных тем, раскрывая их с помощью экспрессии и эмоциональности. Савицкий – убежденный реалист. Именно таковыми являются работы 'Песня', циклы 'Героическая Белоруссия', 'Цифры на сердце', картина 'Партизанская мадонна', 'Легенда о батьке Минае' и 'Дети войны'. Многие из его полотен были посвящены памяти погибших в ходе Великой Отечественной войны, тогда как другие славят советский патриотизм.
Одну из его самых скандальных картин, 'Летний театр', особенно горячие головы посчитали оскорблением всех евреев. На полотне, где бульдозер сбрасывает в яму трупы, также представлены две черные фигуры – эсэсовец и заключенный со Звездой Давида на груди. Само понятие 'летний лагерь' на языке фашистов и означало эту яму, в которую сбрасывали людей, загубленных газом, и сжигали. Так как искусство имеет силу обобщать и передавать через символы глубокий смысл, то заключенного еврея с картины, которому предстоит закапывать эту яму с трупами, сочли за всю еврейскую нацию. Вышло, что евреи чуть ли не были у лагерных палачей на посылках и помогали творить ужасные вещи.
Однако Савицкий, поясняя тем, кто никогда в своей жизни не испытывал на себе ужаса концлагерей, пояснил, что узник из зондеркоманды – это такая же жертва, и что сами по себе зондеркоманды формировались из еврейских узников. Таких людей заставляли обрабатывать покойников, а затем предавать огню. И им приходилось заниматься этим изо дня в день. Наконец, узники из зондеркоманды после этого уничтожались, как свидетели.
От Михаила требовали убрать отличительный знак с груди заключенного с картины, но он остался непреклонен. О жестоких временах, которые художник видел своими глазами, он предпочитал излагать на холсте прямо, даже если кто-то мог понять это неоднозначно.
Михаил Савицкий умер 8-го ноября 2010-го, в Минске, Белоруссия.