Интервью основателя и руководителя команды ALM RUSSIA - DMACK RUSSIA, обладателя Кубка России по ралли 2004 года, идеолога сайта ALMrally.ru, мецената Михаила Лепехова.
Михаил, а каким образом тебя гоночная тема вообще зацепила?
-Совершенно случайно. У меня всю жизнь были машины Mercedes AMG. И как-то мой товарищ Сережа Гуров сказал - есть, мол, и покруче автомобили. Какие? - Японские. Я ему говорю: «Да ладно, ты шутишь!» И тогда меня на трассе в Шереметьево прокатили на раллийном автомобиле, Evo VI. На старой резине, не на боевом бензине, но в приличном темпе - ровно в таком, что приехав домой, я сказал жене, что мне было впервые страшно, сидя в машине. Вот так эта тема и зацепила - Леха Лядухин потихонечку втянул в это дело и меня, и Сережу Гурова. Через три месяца, потренировавшись, мы вместе с ним ехали первую гонку, ралли Медведь 2002 года, на двух «эволюшенах». Помню, когда мы приехали вторыми, все побежали к Лехе спрашивать: ты кого привез? И этот «кого привез» в первый же год в Кубке России приехал третьим.
Какое достижение в своей гоночной карьере ты считаешь наивысшим?
-Наверное, титул обладателя Кубка России 2004 года. Я еще в 2003-м мог стать первым - мы бились за золото с Женей Аксаковым, и на финале в Питере я проиграл ему всего несколько секунд.
А в 2005-м уже ехал в чемпионате России - причем, без стенограммы! Занимался бизнесом, и мне банально некогда было - трассу мне записывал Слава Прохоров, а я приезжал к старту гонки и мчал по его стенограмме. Засаживал по полной, без страха, ехал в чемпионате пятым или шестым - такое у меня доверие к его стенограмме было!
А сейчас бизнес затянул настолько, что нет возможности постоянно выезжать?
-Я уже забыл, что такое спорт, к большому сожалению. Другой бизнес затянул - «бизнес» в кавычках. Это не бизнес ни в коем случае, а трата денег - выступления Евгения Новикова в чемпионате мира. Я с зимы на гонках за рулем не был - хочется, но даже времени на тренировки нет. А тренироваться надо - я реально разучился ездить, и отдаю себе в этом отчет...
В последнее время ты ездишь только в Ростове Великом, и, наверное, уже знаешь все допы наизусть?
-К сожалению или к счастью, у меня топографический кретинизм - я абсолютно не запоминаю спецучастки! Я помню некоторые опасные моменты, и когда вижу поворот, могу «включиться» и вспомнить, как его надо проходить. А вот Новиков - тот обладает феноменальной памятью: он помнит реально все! Мне с Женей удобно ездить как со штурманом - он во время гонки еще успевает подсказывать мне! Газ, не газ... А некоторые штурманы говорили: «Тише, тише, тише...» Но если человек мне не доверяет, то я не могу с ним ехать. Если штурман не верит мне, боясь за себя, то он приехал не спортом заниматься, а тупо деньги зарабатывать. Поэтому второй раз я таких людей уже не приглашаю.
Для тебя ралли - это способ выпустить пар, отвлечься, или что-то большее?
-На самом деле, я получаю от гонок реальное удовольствие. Не только выброс адреналина - его можно получить и на тренировке, проходя поворот пятнадцать раз боком. Ралли для меня - это болезнь, спортивная зависимость, и это хорошее чувство.
Когда ты едешь гонку, то сражаешься с соперниками или с секундомером?
-Любой, кто говорит, что приехал просто так - либо лукавит, либо он вообще не спортсмен. Когда я приезжаю, я борюсь - такая хорошая спортивная злость возникает. Любой должен выезжать, чтобы бороться - иначе лучше дома сидеть и играть на компьютере. Когда человек приезжает на гонку и говорит: «Я приехал просто так», то он просто ищет себе оправдание. Раз приехал - так покажи, что ты можешь! Или надо найти в себе силы и сказать: «Я сегодня не готов». Я стараюсь находить в себе такие силы. Я приезжаю, и понимаю, что проигрываю тем, тем и тем - в том числе, и из-за отсутствия тренировок. Для хорошего результата нужен накат - и любой гонщик должен это понимать. Один Новиков может ездить без тренировок - у него нет тестов вообще! Если мировые пилоты сидят по две недели на тестах на WRC, то Женя приехал на гонку, сел в машину и поехал! Я представляю, что будет - когда мы с тренировками будем ездить... Надеюсь, настанут эти светлые времена...
Вы с Женей участвовали в Ралли-Мастерс-Шоу в Крылатском, но не появились на Moscow City Racing...
-Если Тимур Кафаров уговаривал нас приехать на Ралли-Мастерс-Шоу, то с организаторами Moscow City Racing смешная ситуация... Я их сам нашел, спросил - хотите, мы привезем российского пилота в WRC, приедем на своей машине, с техничкой, с палатками, все сделаем красиво? А в ответ: «Так вы хотите свою рекламу разместить? Тогда платите 12 тысяч евро!» Так и пришлось сказать им «до свиданья»...
Скольким человекам сейчас Михаил Лепехов дает работу в сфере автоспорта?
-Примерно двадцати, а начиналось когда-то все с пары механиков! Но на сегодняшний день мы не только гоночная команда, но и новостной портал АЛМ Ралли, который, кстати, вскоре ждет обновление. И отдельный проект в виде книги «Ралли» - тебе не надо объяснять, что там никакой самоокупаемости тоже и близко нет. А кто еще, если не мы? Пока этого больше никто не делает! Сейчас мы провели легкий ребрединг нашей команды: теперь она будет называться ALM Russia - DMACK Russia. Пиарить АЛМ мне не нужно, зато шины ДМАК благодаря этому будут хоть как-то на слуху. Поэтому новую раллийную моносерию, которую мы будем разыгрывать в 2013 году на машинах Volkswagen Polo, мы назвали DMACK Cup. Нет у нее генерального спонсора пока, и я сделал название серии для себя, для раскрутки шинного бренда, дистрибьюторами которого мы стали.
Кстати, а что вы можете предложить сейчас на шинном фронте?
-Некоторые гонщики звонят - дайте нам бесплатно шины ДМАК, а мы будем ездить и вас рекламировать. А рекламировать нас не надо, вы колеса купите - и гоняйте! Это мы вам хотим помочь! Мы понимаем, что эти колеса чуть хуже, чем Мишлен. Но могу поспорить - 90 процентов наших раллистов не отличат Мишлен от ДМАКа! И я - в их числе! Но платить вместо 12 тысяч рублей за колесо семь-восемь тысяч - это, согласись, большая разница, поэтому когда у вас появляется выбор, это уже хорошо. У меня есть компания DMACK Tyres Rus - она является эксклюзивным представителем ДМАКа в России, Беларуси и Казахстане. Мало того - у них есть не только спортивные, но и достаточно интересные гражданские модели шин, причем хорошего качества. Поначалу стояла задача - привезти раллийные колеса, и продавать их спортсменам по себестоимости, чем мы сегодня и занимаемся. Но попробуем продавать и гражданские шины. Если превратится это в бизнес постепенно, разовьется - то дай Бог. Тогда все заработанные деньги будут уходить в команду и другие проекты.
Какие новости по Кубку ДМАК? Изменилась ли концепция по сравнению с начальной?
-Она меняется в буквально в режиме он-лайн. Изначально думали строить машину категории R2, но посчитали, сколько это денег стоит, и какой получается итоговая цена аренды - дорого. Если «кит» даже на самую дешевую Фиесту стоит 30 тысяч фунтов - то и итоговая цена получается под 60 тысяч евро. В чем заключается дороговизна R2? Это подвеска, которая стоит от пяти тысяч, хорошая кулачковая коробка, которая стоит восемь тысяч, тормоза, серьезно переделанный мотор, проводка и компьютер. Это те составляющие, которые реально дороги. А мы хотим сделать некий симбиоз из автомобилей R1 и R2 - такую машину группы R1+. Что важно для гонщика прежде всего? Хорошая подвеска и двигатель. Мы выбирали между стойками Ohlins, Tein и Reiger - и после испытаний остановили свой выбор на голландских амортизаторах Reiger. Затем мы делаем из серийного мотора Фольксвагена 1.4 двигатель 1.6, меняя коленвал и шатунно-поршневую группу Polo на серийные, но от старших моделей. Потянет 150-170 л.с. родная коробка - очень хорошо, тогда возможные переделки не лягут на конечного пользователя, а у машины будет обычная синхронизированная КПП и родные привода. Протрясем машину этой зимой - тогда будет понятно. Еще экспериментируем с тормозами - это будет либо JBT, либо Brembo, либо AP Racing. Каркас, кресла и прочая безопасность - договорились с ОМР. На первую машину для Кубка уже установлен каркас безопасности, и зимой мы будем ее активно тестировать на гонках, чтобы к старту Кубка DMACK весной 2013 года его участники получили готовый продукт.
Так машины будут продаваться или все же сдаваться в аренду?
-Изначально мы планировали и то, и другое, но при стоимости машины в два миллиона рублей с лишним продавать ее за полтора миллиона - глупость. Отдавать ее в аренду за 200 тысяч - тоже дорого. Скорей всего, цена аренды на этап будет в районе ста тысяч, и у всех будут одинаковые автомобили.
Из-за чего для моносерии была выбрана марка Volkswagen?
-Volkswagen Polo - это достаточно молодая модель, которая производится в том числе и в России. Этой модели нет на спортивном рынке, хотя она весьма качественная и перспективная. Строить Фабию, которая уже есть в варианте R2 - не интересно, она мне даже чисто визуально не нравится. По Фиесте нам не дали нормальной цены ни фирма M-Sport - на «кит» R2, ни завод - в виде скидки на машины. Хотя Ford был бы самым правильным выбором - потому что мы и в WRC едем на Форде, и здесь есть у Форда производство. Но ценник в 60 тысяч евро за машину R2 меня не устраивает. Ну а Volkswagen сейчас активно выходит на наш рынок. Это - крупнейший концерн, и дай бог, чтобы на нас обратили внимание. Не в этом году, так в следующем - после того, как они посмотрят на то, как мы первый Кубок DMACK проведем. По-хорошему, Фольксваген уже дал нам скидку на машины для моносерии - за что ему спасибо!
Ты не опасаешься конкуренции со стороны раллийного Кубка Субару или Кубка Лада, которые также планируют запустить в 2013 году?
-Пусть завтра хоть десять монокубков будет, я буду только рад! У нас будет плохой монокубок - значит, те, у кого есть деньги, пусть идут туда. От этого автоспорт только выиграет! Наши машины для монокубка будут строиться молодыми ребятами под руководством опытных механиков и инженеров. А это значит - что мы новых людей в автоспорт наберем, а это рабочие места - тут десять, там пять, там еще пять. А если каждый так сделает - то вообще хорошо! Чем больше людей будет вовлечено в это дело - тем лучше для всех, и тем популярней будет сам автоспорт!
Так что бы ты хотел пожелать российскому ралли?
-Хочется, чтобы людей в этом деле больше участвовало. Пусть кругом будут толпы болельщиков - чем больше, тем всем нам только лучше. Почему я говорю, что в России WRC еще долго не будет? Да потому, что у нас и болельщиков-то, по сравнению с любой другой страной, нет! Вспомни ралли Монте-Карло - шесть часов утра, горы, а сколько людей стоит на спецучастках! Не десятки и сотни - тысячи! Поэтому чем больше у нас в российском ралли будет людей - тем быстрее и спонсоры придут! А чем быстрее придут спонсоры, - тем больше будет и людей. Заколдованный круг, и мы его должны разорвать - другого варианта я не вижу. Мы вот набираем сейчас в команду молодых ребят: есть желающие - приходите! Нужны все, начиная от пиар-менеджера, и заканчивая механиками и инженерами. Миллионов на автоспорте не заработаете - говорю всем честно, но и голодными не останетесь. Всех сразу предупреждаю - ребята, вы сюда не в бизнес пришли. Но если есть желание рядом с Новиковым быть - тогда есть уникальная возможность осуществить это: лично его знать и строить для него машину, в том числе. Это тоже чего-то да стоит! Так что работа у нас - даже не за интерес, а за любовь! Реально люди влюбленные в автоспорт должны быть. Есть Женя Новиков. Но не было бы сейчас спонсора - где был бы сейчас Женя? Сидел бы дома, ходил на работу, гонял по улицам. Все! Нет у нас автоспорта! Нет идеи! Я считаю, что пытаюсь дать эту идею. Так давайте ее все вместе поддерживать!
Тогда надо пожелать нашему спорту не одного, а десять Лепеховых...
-Я не считаю, что без меня бы здесь ралли не было. Было бы - но на другом уровне. Пусть завтра десять таких будут, как я - очень хорошо. Пусть хоть 25 молодых гонщиков появится - будет конкуренция. Чем больше на WRC нас будет - тем лучше! Хорошо будет, если Газпром завтра не только по 20 миллионов на Шелковый путь давать будет, а скажет - вот вам 10 миллионов, и сделайте на них гоночную моносерию! И при этом не добавит - только отдайте девять миллионов «отката». Я все десять потрачу - не сворую ни копейки! Просто помимо генератора идеи должен быть и ответственный исполнитель, который не украсть деньги хочет, а сделать дело. Вот попробуйте меня уличить, что я хочу на Кубке ДМАК украсть деньги! Я что - сам у себя, что ли, ворую? Заплатил пять миллионов - и четыре отката получил? Так все равно на миллион попал! (смеется)
Что мы еще не сказали про Кубок?
-Приглашаем к участию в этом проекте всех заинтересованных, начиная от механиков и инженеров, и заканчивая поставщиками комплектующих и организаторами соревнований. Про спонсоров я уже не говорю. В Кубке я планирую шесть-восемь гонок, призовые - за места с первого по пятое. Формат будет такой - все машины одинаково настроены и будут сдаваться в аренду на гонку. Без сервиса - в перерыве ее будут только дозаправлять и, возможно, менять колеса. Для этого у нас будут 5-7 механиков. Так что гонщику надо будет только найти прописную машину, штурмана и деньги. Все! Комбезы наши, расклейка - наша, штурманская сумка и тетради - наши. Бейсболки, майки, шапки, наклейки, все прочее - тоже сделаем! Планируем участие нескольких журналистских экипажей - вплоть до объявления отдельного зачета среди изданий. Не исключено, что поучаствуем в организации гонок - деньгами, людьми, добрым словом. Можем помочь с организацией супер-СУ - это должно стать неотъемлемой частью наших гонок для привлечения зрителей и спонсоров. В общем, если у кого-то есть здравые идеи и желание помогать - милости просим, готов разговаривать с любым!
На машинах команды АЛМ недавно появились наклейки Академия ралли. Что это?
-Названа наша академия созвучно с Академией WRC - но в первую очередь, это промоутер, созданный для проведения Кубка ДМАК. В то же время - структура для помощи начинающим раллистам. Но не финансовой, подчеркиваю, а учебно-методической. Помочь, подсказать - пожалуйста, приходите: мы ничего не скрываем! Мы заинтересованы в развитии ралли, и вскоре, например, планируем провести семинар по безопасности. Это не бизнес, еще раз повторяю. Мы не ждем никаких прибылей - ждем только хороших предложений и помощи от народа. Приглашаем опытного штурмана, который сможет объяснить и вложить в головы начинающих спортсменов нужную информацию - провести семинар для штурманов. Тем самым Академия готова выращивать гонщиков - помогая им не финансами, а знаниями и опытом. Ведь кроме нас самих, это никому не надо - так давайте же поднимем свои задницы и будем работать, а не сидеть в Интернете и писать, как все хреново!