Грабовский напечатал статью о народной поэзии, имевшую огромный успех. С этого времени значение Г. как литературного критика все росло. Наибольшей славы достиг Г. по напечатании (1837-1838) двух первых томов "Literatura i krytyka", посвященных поэзии XIX века, украинским песням и новой французской литературе. Несколько меньший успех имели два другие тома: "О szkole ukrainskiej poezyi" и "Literatura Romansku w Polsce" (доведенная до первых повестей Крашевского).
По окончании учения в Умани отправился в Варшаву, где сблизился с кружком романтиков. Уже в первых статьях своих он указал, что значение польской романтической поэзии коренится в чистом источнике ее народности. В 1834 г. Г. напечатал статью о народной поэзии, имевшую огромный успех. С этого времени
значение Г. как литературного критика все росло. Наибольшей славы достиг Г. по напечатании (1837-1838) двух первых томов "Literatura i krytyka", посвященных поэзии XIX века, украинским песням и новой французской литературе. Несколько меньший успех имели два другие тома: "О szkole ukrainskiej poezyi"
и "Literatura Romansku w Polsce" (доведенная до первых повестей Крашевского).
С половины 30-х г. Г. примыкает к консервативному лагерю католической реакции, объявляет войну скептицизму XVIII в., признает аристократию необходимой в жизни народа, сближается с редакцией официального органа "Tyg. Pe
tersburg.". Польскому обществу не нравились украинские симпатии Г., как и вообще вся "украинская школа" с ее местным, "застенковым" патриотизмом, против которого восставали Мицкевич, Крашевский и др. В 1841 г. новый польский критик А. Тышинский указал, что многие мнения Г., которые считались оригина
льными, в сущности заимствованы у Вильмена и Гизо. Это повело к потере популярности Г., особенно среди молодежи, начинавшей уже тогда увлекаться гегелевской философией и презрительно называвшей Г. эмпириком. С этого времени критическая производительность Г. падает, хотя он и продолжает печатать свои
статьи в "Tyg. Petersburg." и "Рiеlgrzym"'e (вышли отдельно "Korrespondencyi literackiej", 1843, и "Artykuł krytyczn. literack.", 1848).
Все более сближаясь в Киеве с украинскими деятелями, Г. проникается украинофильскими идеями о великом всеславянском значении Киева и высказывает убеждение
, что "украинский люд" представляет собою отдельную ветвь русского народа, сохранившую в чистоте исконные племенные особенности и самобытность. Под теми же влияниями, которыми проникнуто было известное "Кирилло-Мефодиевское братство" Костомарова и Шевченко, Г. стремится стать апостолом славянского е
динения. Он хочет издавать в Киеве в панславистическом направлении газету "Słowianin" и с этой целью представляет подробную программу будущего издания киевскому генерал-губернатору. Она сделалась известной польскому обществу и вызвала в польской среде общее негодование; прежние друзья Г. от нег
о отшатнулись.
С этого времени начинается сближение Г. с Кулишем, на которого Г. оказал сильное влияние. Г. был убежден, что все обвинения польских панов в угнетении украинского народа сильно преувеличены и что в действительности польские помещики явились на Украйне насадителями высшей культуры и
создали ее благосостояние. Украинцы сами виноваты в ужасах казацких войн; лучшие герои Украйны, как, напр., Конашевич и Сагайдачный, жили в мире с поляками; польское господство не было тяжелым, потому что оно умерялось религией и требованиями просвещения. Рабство (poddaństwo) имело на Украйне
своеобразный характер, оно не было ни французским servage, ни немецкою Leibeigenschaft, ни даже русскою крепостною зависимостью; это была своего рода полицейская опека. Польское правительство должно было энергично выступать против разбойников и гайдамаков.
Грабовский получил от маркиза Велепольско
го приглашение занять видное место в "Комиссии народн. образования и вероисповедания", а в 1863 г. занял в ней место директора, но через два месяца скончался (17 ноября 1863 г.). Критические суждения Г. в высшей степени основательны и метки. Он первый определил значение многих польских писателей, пе