Епископ, политический деятель. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000.
В 1882 окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия (за работу об Александрийской церкви).
С 1882 — преподаватель Киевско-Подольского духовного училища.
С 1883 — наставник в Острожской учительской семинарии.
С 1885 — преподаватель Киевского женского училища.
С 1890 — п
реподаватель Киевской духовной семинарии. Прославился яркими проповедями и миссионерской деятельностью. В 1902 был инициатором создания «Киевского педагогического общества взаимной помощи».
Придерживался крайне правых политических взглядов. Принимал деятельное участие в монархическом движении в Ки
еве, являлся одним из лидеров черносотенного движения, в 1906—1908 был членом совета Киевского отдела Русской монархической партии (РМП), членом Киевского отдела Русского собрания. Выступал с резкими антисемитскими заявлениями.
1908, вскоре после смерти жены, принял монашество с именем Макарий.
В этом же году был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем в Москву в Высоко-Петровский монастырь. Принял активное участие в монархическом движении в Москве, стал ближайшим сподвижником председателя Русского монархического союза протоиерея И. И. Восторгова (Иоанна Восторгова). Принимал уч
астие в создании Братства Воскресения Христова, был членом правления братства. Был членом правления Русского Монархического Собрания, в котором часто выступал с докладами.
В 1909 переведен настоятелем в Новоспасский монастырь в Москве. Большое внимание уделял организации общенародного пения во вр
емя богослужений, считая его средством повышения интереса прихожан к посещению храмов и борьбы с влиянием сектантов. Провёл капитальный ремонт Никольского храма монастыря, в ходе которого к нему был пристроен обширный зал. Такое обращение с памятником архитектуры вызвало жесткую критику со стороны И
мператорского Московского археологического общества. В ответ заявил, что среди археологов «ревность по „археологическим подробностям“ нередко доходит до своего рода идолопоклонства пред каждым древним кирпичом или каждой архитектурной завитушкой». Его деятельность в качестве настоятеля монастыря нео
днократно критиковалась в газетах, на архимандрита подавали жалобы в Синод (в том числе с обвинениями в растрате монастырских денег и финансовых махинациях), но безрезультатно.
Был членом организационного комитета по созыву Съезда русских людей в Москве в сентябре-октябре 1909, выступал с приветс
твенной речью при его открытии. В мае 1912 — товарищ председателя Пятого Всероссийского съезда русских людей в Петербурге. В 1912 — председатель предвыборного комитета правых партий в Москве по выборам в IV Государственную думу.
11 июля 1914 был хиротонисан во епископа и получил должность епископ
а Балахнинского, викария Нижегородской епархии. В ноябре 1915 выступал на совещании монархистов в Петрограде, был избран в состав Совета монархических съездов. С января 1917 епископ Орловский и Севский. 26 мая того же года уволен на покой и поселился в Смоленской губернии: сначала в Спасо-Авраамиево
м монастыре Смоленска, затем в Спасо-Преображенском монастыре Вязьмы.
22 августа 1918 был арестован и отправлен в тюрьму Смоленска. 4 сентября 1918 по обвинению в «организации белогвардейского восстания» расстрелян чекистами в пригороде Смоленска. По воспоминаниям его дочери, четырнадцать пригово
рённых к смерти были доставлены в пустынное место за Смоленском и построены спиной к свежевырытой могиле. Палач подходил к каждому и производил выстрел в лоб. Владыка, находясь в конце шеренги, с чётками горячо молился за каждого из казнимых. Он был застрелен последним.
Причислен к лику святых но