Популярные личности

Михаил Гершензон

Историк русской культуры, философ.
Категория:
Дата рождения:
1869-07-01
Место рождения:
Кишинев, Молдовия
Дата смерти:
1925-02-19
Место смерти:
Москва, Россия
Гражданство:
Россия
Биография

Биография

Историк русской культуры, философ. Родился в Кишиневе 1 июля 1869. Окончил в 1894 историко-филологический факультет Московского университета.


Родился в Кишиневе 1 июля 1869. Окончил в 1894 историко-филологический факультет Московского университета. Его учителем был профессор П.Г.Виноградов. С 1904 Гершензон — редактор отдела журнала «Критическое обозрение». В 1907—1908 заведовал литературным отделом журнала «Вестник Европы». Значительное

влияние на его мировоззрение и историко-литературную позицию оказали сочинения Т.Карлейля и прежде всего книга Герои, почитание героев и героическое в истории. Судьбам деятелей русской культуры первой половины 19 в. был посвящен ряд исторических сочинений Гершензона 1910-х годов: История Молодой Рос

сии, 1908; П.Я.Чаадаев. Жизнь и мышление, 1908; Жизнь В.С.Печерина, 1910; Образы прошлого, 1912; Грибоедовская Москва, 1914 и др. Апологии личности и ее творческой роли была посвящена и статья Гершензона в знаменитом сборнике Вехи. Гершензон упрекал российскую интеллегенцию в том, что та в своей иде

ологической сплоченности игнорировала все подлинно личностное в русской культуре, не смогла оценить творческие прозрения отечественных мыслителей «от Чаадаева до Соловьева и Толстого». Слова же Гершензона о правительственных «штыках», защищающих интеллегенцию от народа, вызвали резко негативную реак

цию как в радикальных, так и в либеральных кругах. Гершензон был вынужден уйти из либерального «Вестника Европы». Начинается период его сотрудничества с религиозно-философским издательством «Путь». Первая мировая война была воспринята Гершензоном как симптом глубочайшего кризиса европейской культуры

, которая, по его убеждению, обнаружила свою «нежизненность», неспособность предотвратить взрыв «нового варварства». Критике современной цивилизации были посвящены книги Гершензона Тройственный образ совершенства (1918), Переписка из двух углов (1921, совместно с Вяч.Ивановым), Ключ веры (1922), Гол

ьфстрем (1922). Внутренняя логика развития цивилизации, по Гершензону, неумолимо оставляет в прошлом не только религиозную эпоху, но и любые формы культурного романтизма. Происходит тотальное обезличивание культуры и, одновременно, обезличивание самого человека: «Никогда личность не была так хила, к

ак теперь, в расцвет науки и техники». Восприятие Гершензоном культуры как силы «внешней» по отношению к сущности человека, как «системы тончайших принуждений» в определенной мере роднит его позицию с воззрениями Руссо и Л.Толстого. Поздний Гершензон проявлял интерес к творчеству А.Бергсона. После р



Поделиться: