Популярные личности

Михаил Болдуман

Народный артист СССР
На фото Михаил Болдуман
Категория:
Дата рождения:
1898-07-23
Место рождения:
Израйловка, Россия
Дата смерти:
1983-12-28
Место смерти:
Москва, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Народный артист СССР (1965). Лауреат Сталинской премии (1946, дважды; 1950 - за театральные работы).


Родился 11 (27) июля 1898 г. на станции Израиловка Могилёвской губернии в молдавско-украинской семье дворян. И, хоть мать его была княжной, ребёнок по метрической записи значился "из крестьян". Михаил Болдуман считался достаточно слабым учеником, окончив гимназию с посредственными оценками, но в дальнейшем удивлял образованнейших людей обширными знаниями и владением несколькими языками, причём французским с великолепным произношением. Тайной осталось, где и как он жил в течение всей гражданской войны с семнадцатого по двадцать первый год. Известно лишь, что был юный Болдуман пацифистом и кровь соотечественников проливать не мог.

Сценическую деятельность он начал в Жмеринке (Винницкая область) в 1921 г. Актёру Болдуману после нескольких лет службы в столь далёком от магистралей большой культуры театре удалось достойно показаться в труппе Киевского театра русской драмы, куда он был принят в 1924-м. На престижной украинской сцене он быстро завоевал симпатии публики в ролях Сатина ("На дне" М.Горького), Кошкина ("Любовь Яровая" К.Тренёва), Яго ("Отелло"), Короля ("Гамлет" Шекспира). Москва позвала его в 1931 г., в бывший театр Корша, который был закрыт через два сезона. Но и этого хватило для серьёзного признания таланта и мастерства тридцатипятилетнего артиста. В числе трёх ведущих "коршевцев" он получил пригласительное письмо от заведующего труппой Московского художественного театра Е.Калужского и в 1933 г. был принят во вспомогательный состав.

Была в Михаиле Пантелеймоновиче притягательная загадка, которую даже в театре, где, кажется, все занют обо всех на свете, разгадать не умели. Приветливый, воспитанный, откровенно добрый, он был скромен и замкнут настолько, что в повседневной жизни даже голос Михаил Болдуман в роли Вершинина в спектакле "Три сестры" старался приглушать и всю свою замечательную "фактуру" как-то затушёвывал. Перед репетициями и между выходами на сцену во время спектаклей предпочитал одиночество: то ходил, словно "вышагивая вдохновенье", то неподвижно сидел на знаменитой скамеечке перед сценой, и только губы его шевелились, отражая работу души. Как применялся в ролях язык его сильных и красивых рук? Жест никогда не был случайным, анархичным, но всегда содержательным, продуктивным.

Болдуман был дружно признан лучшим из лучших Вершининых за всю историю постановок "Трёх сестёр" Чехова.

Наконец, в одной из последних своих ролей - главы рабочей семьи из спектакля "Чти отца своего" - актёр удивил даже партнёров абсолютной, как бы природной тяжестью натруженных рук.

Любая кафедра сценической речи могла бы взять аудиозаписи Болдумана за образец владения голосом и словом. Такое же органное, роскошное звучание было ... у Василия Ивановича Качалова. Болдуман владел несколькими голосовыми регистрами, словно солист Большого театра, мог взять и высокую, и невероятно низкую басовую ноту, но никогда не рассматривал голос как самоцель, подчиняя его всему "о

ркестру" выразительных средств. Он на редкость просто произносил стихи. Болдуман сохранял мелодику речевых тактов, ритмическими были в стихопроизношении логические паузы - всё, что делает стих поэзией и приближает в восприятии слушателя к музыке. И при этом артист был прост и естествен настолько, что казалось. говорить стихом для него вполне первородно.

После блистательного исполнения роли Бориса Годунова в равном партнёрстве с великим И.М.Москвиным и замечательной К.Н.Еланской в 1935 г. Болдуман был переведён в основной состав труппы МХАТ.

Вершинин, Борис Годунов, Синцов, Платон Кречет, позже инженер Майоров в "Глубокой разведке" и моряк Горбунов в "Офицере флота", затем король Леонт в "Зимней сказке" Шекспира, в первые же послевоенные годы вывели Михаила Пантелеймоновича Болдумана в ряд самых привлекательных актёрских имен страны.

Хуже обстояли дела у Болдумана с кинемографом, хотя все были уверены, что экран тоскует по столь совершенному мастеру, не только, кстати, героических характеров. Первая его роль в кино - мастер Жученко в фильме "Свой парень" ("Строители") (1930).

Жаль, что довоенная постановка "Поднятой целины" Шолохова в кино была несовершенной, слишком уж Михаил Болдуман в спектакле "Офицер флота"обытовленной и проникнутой интонацией агитки. Иначе бы две актёрские работы, М.Болдуман - Нагульнов и Н.Добронравов - Давыдов, стали бы достоянием "золотого кинофонда".

Зато в фильме "Мечта" вместе с великолепными актёрами Ф.Раневской, Е.Кузьминой, А.Войцик, Р.Пляттом, М.Астанговым, В.Соловьёвым Михаил Болдуман блистает в роли пана Домбека. Картина стала отечественной киноклассикой.

Были у Болдумана другие фильмы, другие роли. При этом - ни одной неудачи актёра. Но это в театре, не признав успех спектакля, можно было отметить триумф любого актёра в роли. В кино закон другой: как бы ни блистала в сером фильме актёрская работа, её позабудут вместе с картиной. Всё же Болдуман и здесь умудрился выйти за рамки правил.

Как всякий по-настоящему верующий человек, Болдуман умел не роптать на судьбу и быть ей благодарным даже в тяжелых испытаниях. Ему пришлось заменять внезапно, на одной из выпускных репетиций, умершего Николая Хмелёва в роли Ивана Грозного. Трудно было втиснуть свою неукротимую индивидуальность в сценический рисунок, целиком построенный для другого талантливого артиста. Он преодолел и это препятствие.

Играя короля в "Зимней сказке" Шекспира на сценах Англии Михаил Пантелеймонович был признан одним из лучших шекспировских исполнителей в мире, и Королевское общество наградило его орденским знаком Елизаветы Второй "Золотой Лев". Имел он к тому времени и другие награды, но по скромности почти не надевал их. А вот "Золотой Лев", маленький, изящный, ему нравился...

А жизнь, казалось, внимательно следит за тем, чтобы, давая в одном месте, отнять в другом. У него она отняла отцовство. С актрисой МХАТ Екатериной Ивановной Воиновой детей у

Болдумана не было. Он любил жену, не корил её ни в чём. Но сама природа его отзывалась отеческой заботой о любом существе, попавшем в беду.

Он мог пригреть и выпестовать птенца галки, упавшего с кровли городского дома на асфальт перед театром. Мог обнаружить на букете сирени майских жучков и, спасая их от гибели, отправиться в кремлевский Александровский сад и рассыпать на кусты жучков из бумажных кулёчков. Это зрелище произвело устрашающее впечатление на блюстителей порядка и охрану Кремля. Вскоре Болдуман был задержан, подвергнут допросу и тщательно проверен. Его отпустили, оставив под подозрением.

Когда внезапно умерла Екатерина Ивановна, Михаила Болдумана посетили тяжкие раздумья. Он пытался уходить от них в люди. В цирк, например. И в цирке, в зрительской его части, встретил девушку, которая плакала тихо и безутешно - у неё погибла в катастрофе мама... Через короткое время её отец, знаменитый дрессировщик Юрий Владимирович Дуров, представил семье своего друга. Дочь взглянула и радостно вздрогнула: то был человек, запомнившийся ей не только своим соболезнованием. Наташа его не знала. Узнав, была заинтересована ещё более, и всё-таки ни в каких фантазиях во сне и наяву она не могла предположить, что через год станет его женой. По взаимной любви, которой суждено будет продлиться и после его ухода из жизни, и всё это несмотря на тридцать шесть лет разницы в возрасте. Наташа, по собственному признанию, обрела в Болдумане "отца и мужа".Михаил Болдуман

Встретились и достойно отнеслись друг к другу две незаурядные личности. Наташа сразу поставила будущему мужу непременное условие: установить памятник на могиле первой жены, прежде чем они пойдут под венец... Венчались они с Михаилом Пантелеймоновичем церковным браком, но советский ЗАГС решительно отказывался их регистрировать, поскольку вышло постановление, запрещающее официальные браки с разницей свыше тридцати лет.

На отдыхе в Ялте, где действовали украинские поправки к брачному законодательству, Болдуман преодолел препятствия - их зарегистрировали. Забыли, однако, спросить, какую фамилию избирает невеста, и в брачном свидетельстве появилась Наталья Юрьевна Болдуман. Это противоречило традициям цирковой династии. Изменить что-либо в ЗАГСе отказались, и она в отчаянии разорвала с таким трудом добытый документ.

Пришлось ещё раз пройти круг объяснений, просьб, увещеваний. Одиссея завершилась благополучно. Сказались уважение в знаменитому мхатовскому актёру и добрая память о его работах на украинской сцене.

К жене Болдуман относился с бесконечным вниманием и нежностью. Называл Масей. Если вдруг произносил имя "Наташа", она понимала, что супруг чем-то недоволен.

С мыслью о ребёнке Михаил Пантелеймонович уже расстался, похоронив мечту и растрачивая на молодую жену невостребованную отцовскую любовь... Но... В один из памятных дней она почувствовала себя плохо и опытнейший врач литфонда определил у Дуровой бере

менность... На одном из представлениий Наталья упала в обморок и была очевидна срочность медицинского вмешательства... Она приходила в сознание и тут же лишалась его вновь. В какой-то момент врачи зафиксировали клиническую смерть. Необходимо было кесарево сечение. При такой операции надо получить согласие мужа и письменный его выбор из двух жизней, жены и ребёнка... Ему пришлось написать фразу, о которой без ужаса не мог вспоминать до конца своих дней: "Оставить только жену"... Но спасли не только роженицу - родился мальчик.

Михаил-младший возместил мучения. которым подверглись его родители перед появлением сына на свет. В возрасте год и восемь месяцев он свободно читал. Отец накупил ему множество игрушек. Миша радовался игрушкам как все дети. Но были у него особые игры с отцом. Например, увлекательнейшие путешествия по всему земному шару. Они укладывались на карту, растеленную в комнате, и "отправлялись в рейс"... К семи годам ребёнок знал географию в масштабе высшего учебного заведения, с отцом они много болтали по-французски, по-английски и по-немецки. В четыре года Миша как-то заглянул в школу, да так и остался её учеником. В 14 лет он получил аттестат зрелости и отправился за дальнейшими знаниями на биологический факультет Московского университета. В целях конспирации при получении паспорта молодой Болдуман приписал к отеческой фамилии букву "у".

В 1973 г. специально "на Болдумана" во МХАТе была поставлена романтическая пьеса "Сон разума", где он сыграл Франсиско Гойю. В 1974 г. - Райнера в "Соло для часов с боем". Но последние годы в театре приносили Михаилу Пантелеймоновичу не только радости. Он, как и многие коллеги, приветствовал приход в театр нового лидера Олега Ефремова... С другой стороны, актер тяжело переживал конфликт между новым руководством и старым своим коллегой и товарищем Борисом Николаевичем Ливановым, славой Художественного театра... Вскоре, после кончины Ливанова, Михаил Пантелеймонович замкнулся и стал с опаской относиться к Ефремову. Отношения их восстанавливались медленно...

Умер Михаил Болдуман в Москве 28 декабря 1983 г. в возрасте 85 лет. После уходи из жизни Михаила Пантелеймоновича, Наталья Юрьевна похоронила его прах на Введенском кладбище рядом с первой подругой жизни под прекрасными белыми колоннами. А на поминках Болдумана в какой-то момент она попросила Олега Николаевича покинуть её дом... Но Ефремов улыбнулся и протянул ей лист бумаги. Она прочитала духовное завещание мужа, в котором он поручал О.Н.Ефремову заботу о своей семье и её защиту.

Фильмография:

1. Свой парень ("Строители") - 1930 - мастер Жученко

2. Конвейер смерти ("Товар площадей") - 1933

3. Конец полустанка - 1935

4. Дочь Родины - 1937

5. Поднятая целина - 1939 - Нагульнов

6. Салават Юлаев - 1940

7. Мечта - 1941 - пан Домбек

8. Серебристая пыль - 1953

9. Мы, русский народ - 1965

10. Цветы запоздалые - 1969 - немец, врач

11. День за днём - 1972



Поделиться: